Новые федеральные государственные стандарты для старшей школы предусматривают теперь сдавать три обязательных Единых государственных экзамена. К русскому языку и математике с 2020 года добавится иностранный язык.
Введение в качестве обязательного ЕГЭ по иностранному – явление, безусловно, знаковое. Оно говорит о том, что российская школа ставит своей целью давать более совершенные знания для общения в глобальном мире, и вряд ли кто может сомневаться в целесообразности этого. Однако не все так однозначно, возникает ряд проблем. Некоторые из них корреспондент газеты попытался обсудить с преподавателями французского языка рязанской школы №34 – народным учителем России Екатериной Алексеевной Филипповой и Лидией Александровной Савинкиной, руководителем школьного методического объединения учителей иностранного языка.
Е.Ф. – Я испытываю сложные чувства. Конечно, современному человеку нельзя без знания иностранных языков, ведь мы стараемся вписаться в международную систему координат. Вот, например, у меня в руках материалы Государственной итоговой аттестации (ГИА) по французскому языку за 9 класс. В них сказано: «Оценка происходит по шкале европейских требований…» Вообще, всегда считалось: образованный человек должен владеть иностранными языками – одним, двумя… В некоторых школах Рязани, насколько я знаю, дети ежегодно сдают экзамен по иностранному как переводной.
С другой стороны: нововведение неизбежно повлечет за собой новый всплеск волнений и стрессов как у детей, так и у взрослых, новую и очень мощную волну репетиторства. И сейчас выпускники школ готовятся к сдаче ЕГЭ по иностранному, как правило, с репетитором, потому что требуемый в контрольно-измерительных материалах уровень превышает тот, какой может дать школьная программа. Можно представить себе, насколько будут востребованы услуги платных преподавателей, когда экзамен станет обязательным и от его результатов будет зависеть – получит выпускник школы аттестат или нет.
Чтобы подобное не случилось, надо обязательно за период до 2020 года свести воедино требования школьных стандартов и требования ЕГЭ. И работу эту нужно обязательно проводить с привлечением учителей-практиков.
Л.С. – Я абсолютно согласна с коллегой. И еще надо как-то определиться с разными уровнями преподавания в школах с углубленным изучением языков и в обычных образовательных учебных заведениях – таких, как наша школа. Хотя, может быть, именно по этой причине в рамках новых школьных стандартов предлагается на выбор два уровня изучения иностранного языка: базовый и профильный?
Р.В. – В официальных документах пока ничего не сказано о том, по какому именно иностранному языку предполагается сдавать обязательный ЕГЭ. Но, например, многие пользователи Интернета считают, что это скорее всего будет английский язык, который претендует на роль глобального…
Л.С. – Думаю, что вряд ли все сведется к экзамену по одному языку, это будет совершенно неоправданно. Например, наша школа существует более пятидесяти лет, и всегда в ней было почти равное количество желающих изучать английский и французский языки, которые у нас преподаются. Многие затем изучали французский на вузовском уровне и находили применение своим знаниям в жизни…
Е.Ф. – Например, благодаря французскому стали главными менеджерами фирмы Кристиан Диор…
Л.С. – В этом году одна моя выпускница также имела желание поступить в университет имени С.А. Есенина на отделение французского языка, но, к сожалению, французскую группу в этом году там набирать не стали.
Е.Ф. – Понятно, что вуз при этом исходил из каких-то своих экономических проблем. Понятно также, что английский язык – самый распространенный на рынке труда. Но, наверное, надо исходить не только из этого. Есть и другие приоритеты. Скажем, с той же Францией у России всегда были тесные культурные связи. Их дальнейшее развитие – это мощный стимул изучения французского языка. Кстати, на рынке труда пользуется спросом не только английский, и будет очень хорошо, если, помимо этого языка, дети станут изучать и другой, например, испанский. Не случайно, наверное, один из наших выпускников этого года – Володя Гузанов, тоже ученик Лидии Александровны, – единственный в Рязани выразил желание сдавать ЕГЭ по испанскому языку, который он выучил самостоятельно. Для приема экзамена создали специальную комиссию. Мальчик сдал очень хорошо, набрав 75 баллов.
Р.В. – Это была нашумевшая в Рязани история. Как в дальнейшем все сложилось у этого молодого человека?
Л.С. – Володя поступил на менеджерское отделение филиала Плехановской академии в Москве. Это очень волевой, целеустремленный юноша. Например, специально ездил в Москву, чтобы приобрести материалы ЕГЭ по испанскому. А вообще изучение двух иностранных языков – не редкость. В нашей школе есть несколько классов повышенного уровня, где ребята проходят и основной иностранный, и второй.
Р.В. – Приходилось слышать: бросились иностранные языки изучать, а свой родной знаем все хуже и хуже.
Е.Ф. – Одно другому мешать в данном случае никак не может. Потому хотя бы, что чужой язык всегда изучается в сравнении, сопоставлении с родным. Просто нам надо с большей заботой относиться к родному русскому языку, с большим рвением его преподавать. И очень хорошо, что на региональном уровне теперь можно ввести еще один, дополнительный, урок для изучения русского языка и подготовки к сдаче ЕГЭ.
точка зрения
Елизавета Солодухина,
методист по преподаванию иностранных языков Рязанского института развития образования:
– Согласна с педагогами, что в данный момент обычная школа, где на изучение иностранного языка дается три урока в неделю, к сдаче обязательного ЕГЭ по иностранному языку не готова. Надо не только приводить школьные образовательные стандарты в соответствие с требованиями КИМов, но и повышать качество преподавания иностранного языка. Особенно это актуально для сельской местности, где есть нехватка преподавателей данного профиля, плохая материально-техническая база. Еще и мотивация сельских школьников к изучению иностранного языка куда слабее, чем у городского, а тем более столичного школьника. Если мы оставим в школе все, как есть, количество выпускников, оставшихся без аттестата о среднем образовании, здорово увеличится. Но время для исправления недостатков есть. Обязательный ЕГЭ по иностранному будут сдавать те ребята, которые учатся сегодня во втором классе и уже начали изучать иностранный язык. В четвертом классе они должны будут пройти мониторинговые исследования по итогам обучения в начальной школе. В девятом им предстоит Государственная итоговая аттестация. Так что психологически они уже будут настроены на ЕГЭ. Какой язык будет избран для обязательного экзамена? Наверное, это определится со временем. Сейчас многие считают языком успешности английский. Другие говорят, что пора китайский изучать. А кто-то раздумывает и над тем, как бы с повышением качества изучения иностранного языка не произошла еще большая утечка умов. Что же, это тоже проблема…