Между тем необходимость ужесточить наказания для нетрезвых водителей назрела давно. Только как именно ужесточать? Эта тема вызвала дискуссии и в Госдуме, и в обществе. Однозначно правильных ответов пока не найдено. Среди предложений депутатов – увеличить штраф за езду в пьяном виде до 100 тысяч рублей (не меньше). И хорошая вроде бы мера, но только не до конца понятно, как она будет применяться в случае, если у водителя-нарушителя такой суммы не найдется. А если найдется? Не получится ли так: заплати штраф и спокойно садись за руль дальше? Да и возможность для коррупции остается. Так что не в сумме штрафа дело.
Еще одно предложение – пожизненно лишать нетрезвых водителей прав – тоже не панацея. Что и кто по большому счету помешает такому водителю сесть за руль с надеждой на авось: вдруг проскочу, не попадусь? И сегодня, если посмотреть статистику ДТП, среди водителей-нарушителей такие есть, и немало. Вспомним хотя бы последнее «громкое» ДТП, когда погибла актриса Марина Голуб. По сообщениям сразу нескольких крупных информагентств, установлено, что водитель, с которым ехала актриса, был лишен водительских прав за управление машиной в состоянии алкогольного опьянения.
Но даже изъятие у такого водителя машины еще не гарантия решения проблемы. Если очень захочется, найдется другое авто – у друзей или знакомых. В конце концов, машина давно уже не роскошь и вполне доступна. Если бы так не было, не стояли бы горожане в «пробках», что называется, от Москвы до самых до окраин …
Звучат от законодателей и радикальные предложения. Например, ввести для нетрезвого водителя, который спровоцировал ДТП с гибелью людей, пожизненный тюремный срок. Мера кажется вполне адекватной тяжести совершенного преступления. Но, во-первых, тюрьма все-таки мало кого исправляет, а во-вторых, попадет такой преступник в казенное учреждение на содержание за счет налогоплательщиков. Будет ли это правильно?
Более верным кажется подход, при котором нетрезвых водителей станут наказывать выполнением, например, обязательных работ на немаленький срок. Работ, которые очень нужны обществу, но которые мало кто добровольно согласится выполнять даже за деньги. Список подобных вакансий известен. А вот для тех, кто даже после отбытия такого наказания опять в нетрезвом виде сядет за руль, нужно предусмотреть уголовное наказание.
Впрочем, пьяный водитель за рулем – не единственная причина ДТП по вине водителей. А потому проблему обеспечения безопасности дорожного движения предстоит решать комплексно. Ни для кого не секрет, что самый простой способ сегодня получить права – это купить их. И ведь сходит это с рук и продавцам, и покупателям. Почему? Вопрос совсем не риторический.
За руль сегодня разрешают сесть тем, кого еще лет двадцать назад допустили бы к автомобилю исключительно как пассажира. Очень лояльно, мягко говоря, подходят к соблюдению определенных требований к состоянию здоровья водителей, и это только усугубляет проблему. В погоне за прибылью частные автошколы вырастают, как грибы после дождя. Предлагают обучение не всегда у профессионалов высокого класса…
Наконец, беспечность (ментальная или приобретенная, не знаю) и надежда на все тот же русский «авось» и водителей, и пешеходов делают проблему безопасности дорожного движения почти неразрешимой. Почти?