Эти люди молодцы, но… Пока кто-то не узнал бабушку в лицо, она долго и проходила, и пролежала на улице, а ведь на дворе отнюдь не лето. И никто не вызвал ни «скорую», ни милицию. Неужели столь пожилую женщину приняли за пьяницу? Как подумаешь о том, что никто не окажет тебе помощь, если станет плохо, становится не по себе. Старый – как малый, голова может подвести в любое время. Что делать? Как минимум, класть записочки в карман – с именем, адресом, указанием заболевания. Только все это бесполезно – если никто не подойдет...
Но оставим моральный аспект в стороне, поговорим о системе поиска. Как известно, люди пропадают постоянно – и взрослые, и дети. За последние годы в нашем городе пропали без вести трое моих знакомых, и в двух случаях я пыталась помочь в поиске. Одного человека нашли через несколько дней – увы, он был уже мертв. Но почему-то никто не сообщил об этом семье сразу, хотя все данные, приметы, координаты были оставлены в соответствующих службах. Ответили только на повторный звонок. Двое других так и числятся без вести пропавшими.
С чем пришлось столкнуться? С нежеланием принимать заявление сразу, хотя речь шла о пожилых людях, с полным равнодушием участковых, с – как бы подобрать слова, не оскорбляющие честь и достоинство органов? – невоспитанностью их представителей. Волонтеры – это хорошо, но ведь нужны и профессионалы. Искать людей надо по горячим следам, зная местность и т.д.
В Европе существует структура «Пропавшие дети», с единым номером телефона для всех стран. «Горячие линии» и профессиональные ассоциации становятся едва ли не главной опорой в жизни для родителей, родственников пропавших детей. В Греции на «горячей линии» работают психологи, педагоги, медики. Операторы первым делом связываются с полицией. В стране введена единая база данных: полицейские из разных районов имеют доступ к постоянно обновляющейся информации и тесно сотрудничают с операторами «горячей линии». Эффективно работает система оперативного общественного оповещения о похищении: анонсы систематически появляются на телевидении, радио и автострадах. Ищут все: волонтеры, Красный Крест, власти, пожарные, портовые службы… Результат: из 120 пропавших в прошлом году детей не найдены только 8.
Что, мы беднее Греции? Ничуть. Что делать? Обязательно создавать «горячую линию», прежде всего, ориентированную на поиск детей и стариков. При нынешнем уровне компьютеризации создать такую систему не очень сложно. Надо только проявить волю, обязать полицию работать в оперативном режиме, и непременно – бороться с равнодушием. Наши старики, наши дети, наши люди заслуживают этого.
P.S. Когда эта колонка была уже готова, в Интернете появилось сообщение, что «Билайн» совместно с «Лиза Алерт» запустил «горячую линию» по пропавшим детям. Звонок на номер 8-800-700-54-52 бесплатный из любого региона России.