Перед началом спектакля на сцену вышли артисты, художественный руководитель театра народная артистка России Жанна Виноградова, директор Семен Гречко. И актеров, и зрителей поздравила председатель областного комитета по культуре и туризму Елена Царева, вручив театру Диплом доверия зрителей.
А потом была премьера – трагикомедия «Горе уму» по пьесе А. Грибоедова.
Если режиссер берется ставить такую известную классическую вещь, то уж, конечно, не с целью просвещения школьников или сценической иллюстрации классики. Какое же послание (или как сейчас принято писать – мессидж) несет этот спектакль и почему на афише один из первых вариантов названия пьесы, а не финальный – «Горе от ума», которого потребовали от Грибоедова?
В достаточно условных, но отражающих московский стиль позапрошлого века декорациях фамусовского дома действуют герои в костюмах той исторической эпохи. Никаких серьезных переделок пьесы нет, лишь сокращена часть монологов, меньше персонажей на балу (нет Горичей, Тугоуховских, Хрюминых), зато появился Французик из Бордо, речь о котором идет в монологе Чацкого. Сразу скажу, что в спектакле много режиссерских комедийных находок и прекрасные актерские работы – сложно кого-то выделить: сильная у нас труппа.
На главную роль выбран молодой актер Максим Варламов, недавно пришедший в театр. Его Чацкий появляется перед Софьей в красном восточном халате, с масками, скачет, как мальчишка (каким, впрочем, его здесь и помнят). Столь же непосредственно, горячо, на взгляд педанта – невоспитанно, он ведет себя и впоследствии: дерзит, ирония его перемежается с сарказмом. Но в то же время это пылкий юноша, для которого главное – объект его страсти.
В этой своей любовной горячке он болезненно воспринимает все вокруг. Показательна сцена, когда Чацкий на сцене один, и в полутьме на стенах начинают проявляться лица и руки, и голоса повторяют хором: «Сошел с ума». Повидавший другие страны, глотнувший свободы, он не может принять законы, по которым живет московское общество. Где ему хорошо? «Там, где нас нет». То есть – нигде. Может ли такой человек привлечь Софью? Вряд ли.
Молчалин же, в исполнении Олега Пичурина, обаятелен, находчив, игрив (особенно – с горничной Лизой). И, как выясняет Софья впоследствии, труслив, двуличен – тоже не герой. Фамусов Анатолия Конопицкого обаятелен и двуличен не менее Молчалина (откровенная сцена с Лизой), но страшно боится сыграть не по правилам, ибо правила обеспечивают ему комфортную и безбедную жизнь. Он понятен и знаком зрителю – фамусовы так часто встречаются ему.
Скалозуб, которого гротескно играет Роман Пастухов, беспросветно глуп. Репетилов, «оппозиционер», в исполнении Александра Зайцева – жалкий шут. Загорецкий – жуликоватый плут, сыгранный молодым артистом Арсением Кудрей, тоже нарочито выставляет себя шутом. Словом, нет среди мужчин никого, кто был бы достоин Софьи, и даже тех, кто мог бы искренне понравиться ее отцу.
Женские образы в спектакле, впрочем, симпатичнее. Находчива и рассудительна служанка Лизанька (ее играет Марина Мясникова). Ведет себя с достоинством графиня Хлестова в исполнении Людмилы Коршуновой. И Софья отнюдь не глупа, Молчалину удавалось ее обманывать только благодаря задумчивому виду… Да кто ж из нас не обманывался, когда сердце жаждет любви… В роли главной героини – молодая актриса Марина Заланская, она второй год в труппе театра.
…Итак, жизнь кипит, бурлит. Проходят балы, играют в карты, создаются тайные общества. Только все это как пена, все это – шутовство. Никакого настоящего дела, ничего настоящего, кроме юношеской любви, которую губит общество. Как это соотносится с нынешним временем? Горе уму. Ум не нужен. Он не ценится. Ценятся красивые слова, бесконечные шоу, пустые многочасовые игры – что в реальности, что в Интернете. Мелькают маски. Героев нет...