Переиначив известную формулу, депутаты Госдумы сегодня могут сказать; из всех подлежащих рассмотрению документов для нас наиболее важным является закон об образовании. Разработан он с целью заменить два базовых закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах.
После почти трехлетнего обсуждения в эти дни в Госдуме началось первое рассмотрение нового свода образовательных норм и правил. Осложнено оно тем, что депутатам предстоит обсудить не один документ, а два: основной, подготовленный правительственной группой, и альтернативный законопроект от фракции КПРФ, но это должно быть только к лучшему.
Обсуждение будет длиться около месяца. Ясно, что в документе что-то изменится, но есть принципиальные вещи, которые из него уж точно не уйдут. Например, дошкольное образование наверняка станет обязательным и самостоятельным уровнем. А вот начального профобразования в качестве самостоятельного лучше не искать. Хотя, помнится, многие, очень многие убеждали разработчиков нового закона: «Без НПО, ну никак нельзя!» Да оно, по сути, и остается. Этот уровень сейчас предлагается включить в среднее профобразование, которое будет предлагать два вида программ: подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Как многие признают, самое уязвимое место в проекте – это положение небольших сельских школ. Да, стоят они дорого, но не просчитаемся ли мы, не проиграем в результате того, что будем продолжать их «оптимизировать» – то есть сокращать? Очень хочется, чтобы депутаты не только с холодной головой, но и горячим сердцем обсуждали проблему сельских малокомплектных школ, финансирование которых, конечно же, не должно напрямую зависеть от числа учеников, как в городе.
А вот такая интересная тема: известно, что второе высшее образование у нас можно получить только платно. Но комитет по культуре Госдумы предлагает разрешить получать такое образование на бюджетной основе по специальностям: режиссура, вокал, оперно-симфоническое дирижирование и композиция. Кто-то может сказать: за что им такая привилегия? За талант. Ибо бесталанному человеку ни за какие деньги пению или сочинительству музыки не выучиться.
Закон «Об образовании» в конце концов будет принят, и станем надеяться, что все в нем будет «во имя человека и для блага человека». Однако для выполнения законодательных норм, поднимающих уровень образования, нужны средства. И, похоже, что руководители страны стали рассматривать образовательную сферу в качестве одного из абсолютных приоритетов государства. На недавнем заседании кабинета министров для обсуждения была внесена государственная программа: «Развитие образования» со сроком реализации до 2020 года. Премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что суммы средств, выделенных на образование и на оборону страны (приоритет среди приоритетов), очень близки. Правда, «Российская газета» написала недавно, что министр образования Дмитрий Ливанов сказал, что в перспективе до 2015 года «существуют риски повышения зарплат педагогических работников», которые будут обеспечиваться за счет регионов.
Кстати: как заметила заместитель председателя Госдумы Людмила Швецова, в новом проекте школьного закона учителя называют в основном «педагогическим работником». «Это неправильно, – подчеркнула она. – Жизнь уже давно назвала тех, кто учит наших детей, нужным словом, нельзя об этом забывать».
Нельзя забывать и о том, сколько раз обещалось, что труд учителя будет достойно оплачиваться.