Традиционные Международные Покровские образовательные чтения в одиннадцатый раз собрали в стенах Рязанского государственного университета педагогов, богословов, представителей государственных и муниципальных образовательных учреждений из российских регионов и стран ближнего зарубежья – Литвы, Эстонии, Белоруссии. В этом году трехдневная работа конференции посвящена проблемам и перспективам развития духовно-нравственной культуры в системе образования.
Как отметила в своем выступлении профессор РГУ Валентина Беляева, в настоящее время образовательная система переживает период реформаций, делая акцент на воспитании интеллекта людей. Между тем такие свойства человека, как духовность и нравственность, уходят на второй план. Что должно давать современное образование обществу, каковы ценностно-смысловые ориентиры молодежи, как преподавать новые для школы предметы, чем грозят секты и что несет нам ювенальная юстиция – вот неполный перечень тем Покровских чтений этого года.
– Духовно-нравственные ценности – стержень мировоззрения личности. Россия не знала легких времен для воспитания молодежи. Но в последние годы разрушительное воздействие на складывающуюся веками ценностную систему особенно заметно. Задача конференции – найти пути решения существующих проблем, – обратилась к участникам чтений ректор университета Ирина Шеина.
О том, какие шаги в данном направлении делает образовательная система рязанского региона, рассказала начальник отдела общего среднего и дошкольного образования министерства образования Рязанской области Ольга Голубева.
– Руководство страны и региона ставит перед нами серьезные задачи по сохранению и развитию духовной культуры нации через модернизацию российского образования. Между тем школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. И именно ей отводится ключевая роль в формировании духовно-нравственного общества, – сообщила представитель министерства.
По ее словам, в основе воспитания школьников – базовые ценности: Отечество, семья, национальный колорит, культурные и исторические традиции малой Родины. Любовь к Отечеству и родному краю воспитывается на примерах истории, биографиях известных людей, в том числе рязанцев. Теме духовно-нравственного воспитания был посвящен и прошедший в Рязани в феврале этого года форум учителей истории, где, в том числе, были обсуждены способы противодействия фальсификации истории средствами обществоведческих дисциплин.
Стратегическую задачу российского образования – формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения – призван решить курс основ религиозных культур и светской этики. По данным министерства, в регионе к изучению данного курса в текущем году приступили более девяти тысяч учащихся четвертых классов. При этом порядка 78 процентов родителей сделали выбор в пользу основ православной культуры.
В рязанском регионе принят и действует закон о защите здоровья и нравственности детей, продолжается реализация программ по профилактике наркомании, алкоголизма, безнад-зорности, уделяется повышенное внимание патриотическому воспитанию. Основными результатами проводимой политики стало сокращение числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, подростковой преступности.
– Задачи, которые нам предстоит решить, – сложны и ответственны. Но сегодня уже можно говорить о том, что система работы по духовно-нравственному развитию молодого поколения в регионе сложилась, – сообщила руководитель отдела общего среднего и дошкольного образования министерства образования Рязанской области.