Большой зал филармонии полон. Зрители везде – даже на сцене ряды стульев; так всегда на концертах Владимира Спивакова. Оркестранты заняли места, и вот выходит всегда изящный маэстро, поднимает свою палочку (она у него единственная, скажет он потом прессе) – и…
Программа концерта в двух отделениях была насыщенной, но казалось, пролетел один миг. Так все было легко, виртуозно – потому что играли «Виртуозы Москвы». За этой легкостью, праздником – огромный труд. Музыканты в этот вечер подарили публике свое видение произведений Чайковского, Россини, Верди, Пуччини, Легара и других композиторов. Во втором отделении в сопровождении оркестра пели молодые солисты Виктория Зяблицкая и Сергей Родченко. Конечно, публика долго не отпускала «Виртуозов», они играли «на бис».
После окончания концерта Владимир Спиваков встретился с журналистами.
Р.В. – Владимир Теодорович, вы исполняете музыку современных известных российских композиторов?
В.С. – Как известно, развитие идет по спирали. Не бывает, чтобы невероятные композиторы рождались постоянно. Для этого нужна почва. Взять маннгеймскую школу или «Могучую кучку».
В советское время была работа даже у тех композиторов, которых запрещали. Альфред Шнитке писал музыку то для мультфильмов, то для Театра на Таганке, то для балета. Да, у Дмитрия Шостаковича в прихожей всегда стоял чемоданчик с бельем, зубной щеткой и т.д., потому что он ждал, что его заберут. Но он смог оставить нам памятники невероятной эпохи, была энергия сопротивления. Рыба идет на нерест без оглядки, и в художнике живет подобное чувство.
Безвременье, которое наступило после распада Советского Союза, повлияло на все. Когда государство исчезло в один момент, то все потерялись. Я уж не говорю, что развалился Союз композиторов, многие уехали. Сегодня я имею возможность выбирать и не играю музыку некоторых современников, которая звучит даже в Большом театре. Когда родится что-то такое, что меня тронет – буду исполнять и дирижировать.
Но некоторые замечательные композиторы, слава Богу, живы. Например, София Губайдулина, эстонец Арво Пярт, Родион Щедрин (все живут в Германии – Р.В.). Мы играем их сочинения и даже записали для американской фирмы RCA «Семь слов Христа» Губайдулиной.
Также записали музыку покойных Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова. Но есть еще много композиторов советского периода, музыка которых мало исполняется. Назову имена Александра Локшина и Николая Сидельникова. Сейчас я обратил свой взор к произведениям Алемдара Караманова. Есть запись Альфреда Шнитке: «Мы все композиторы, а Караманов – гений». Не просто получить такую характеристику от Шнитке. У нас в Московском международном доме музыки проходит Рождественский фестиваль, посвященный духовной музыке, там я буду дирижировать реквием Караманова.
Мне очень повезло, что Альфред Шнитке посвятил мне свое произведение. Когда у Альфреда Гарриевича был третий инсульт, я был в Германии с оркестром и играл его сонату, оркестрованную для камерного оркестра. В антракте прибежал какой-то человек и позвал к телефону, я ответил, что в антракте трубку не беру. Мне сказали, что это Шнитке. Я спросил его, как он себя чувствует – тот не ответил. Сказал: «То, что я услышал, – это воплощенная мечта композитора».
Я никогда не просил его посвятить мне произведение – там очередь была из просителей. Вдруг мне звонит какая-то женщина из Англии и просит разрешить исполнение посвященного мне сочинения Шнитке по картине Босха. Я не поверил. Потом моя жена узнала, что это правда, и мне прислали ноты – «Шесть фрагментов по картине Босха, посвящается Владимиру Спивакову…» Я исполнил это сочинение в Париже, в Москве, мы записали его на специальном диске, посвященном Шнитке. Такой же диск посвящен Арво Пярту, с которым я лично знаком, он пишет духовную музыку.
А сейчас мы сделали, кажется, лучшую запись за всю историю «Виртуозов Москвы» – третий и восьмой квартеты Дмитрия Шостаковича. За два месяца до своей смерти дирижер Рудольф Баршай (тоже выходец из СССР – Р.В.) пришел на наш концерт в Цюрихе. Несмотря на то, что это был суровый, критичный человек и у него самого был блестящий оркестр, он оценил игру «Виртуозов Москвы». И подарил мне партитуру третьего квартета, для которого сделал транскрипцию (как и для восьмого квартета), со словами: «Думаю, что ни один оркестр лучше это сочинение не сыграет».
Я посмотрел ноты и увидел, что это коленопреклонение перед Шостаковичем. Третий квартет – исключительное произведение, это портрет Сталина. Там есть место, где Сталин ходит в своих грузинских мягких сапогах из кожи… А восьмой квартет, который озаглавлен «Памяти жертв фашизма и войны», в действительности – эпитафия Шостаковича по самому себе…
Р.В. – У вас в составе «Виртуозов» только две дамы. И в принципе, если посмотреть на имена выдающихся музыкантов, композиторов, абсолютное большинство – мужчины. Сильному полу свойственна большая внутренняя свобода?
В.С. – Во-первых, женщин нужно беречь. Во-вторых, у них иная миссия, чем у мужчин. В-третьих, есть замечательные женщины-музыканты. Например, Вера Ауэрбах, великолепный композитор из Челябинска (сейчас она живет в Америке). Она пользуется большим авторитетом, может быть, я буду играть ее сочинения. У меня дискриминации никакой нет.
Также Владимир Спиваков ответил на вопросы журналистов других изданий.
– У вас много званий, наград. Есть ли какие-то особо памятные, дорогие?
– Мне дороги не звания, а то, что в любом городе, в который бы я ни приехал, – полный зал. Часто люди встают в начале концерта. Для меня нет маленьких городов, маленьких людей. Оркестр на одном уровне играет каждый концерт, где бы мы ни находились: в Нью-Йорке, Париже, Лондоне или в Рязани.
– 18 лет существует ваш фонд помощи талантливым детям. Каковы плоды его деятельности, выросло ли новое яркое поколение музыкантов? Можете ли вы кого-то особо отметить?
– Больше 17 000 детей получили помощь фонда – это и есть главная награда моей жизни. Например, на свою Государственную премию я купил итальянскую виолончель и подарил Анастасии Кобекиной, 17-летней русской девочке, которую считаю выдающимся талантом. Я посчитал, что если я этого не сделаю, то никогда никто этого не сделает.
И еще – когда мы встречаемся с болезнями детей, а это бывает часто, тоже помогаем. Благодаря усилиям фонда проведено более 110 операций. Скоро состоится 25-й музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), который я провожу, и мэр города обратился ко мне с просьбой, чтобы обязательно была благотворительная линия. С первого фестиваля мы собирали деньги на разные нужды, например, на инвалидные коляски для Армении. Сейчас нужны средства на операцию для маленькой девочки. К этому подключился и пианист Евгений Кисин.
– В чем залог долгой жизни «Виртуозов Москвы»?
– В том, что они любят не только свою работу, музыку, они любят и людей, для которых играют.
Записала