Начало октября было традиционно отмечено конкурсом «Учитель года России», который в этом году проходил в Липецке. Конкурс призван, прежде всего, выявить лучших среди лучших, это важнейший момент в жизни каждого участника, интересные встречи и знакомства, огромное напряжение и волнение. Обо всем этом наш разговор с преподавателем физики рязанской школы №51 Александром Михайловичем Найденовым, который представлял Рязанскую область на конкурсе в Липецке.
Р.В. – Когда-то учительский конкурс начинался с самопрезентации, участники могли читать любимые стихи или что-то спеть, что придавало соревнованию характер шоу…
А.Н. – В последнее время упор делается на профессионализм. На первый план выходит, как учитель дает урок. Причем условия для этого создаются достаточно жесткие. Я приехал в Липецк, и на следующий день меня привели в гимназию, где предстояло провести занятие, поговорил с учителем о ребятах, с которыми буду работать. Самих же детей мне видеть было не положено. В тот же день мне назвали тему урока, а утром следующего дня я пришел его проводить. Вторым этапом было представление своего педагогического опыта. На это выделялось 15-17 минут, и я практически мог рассказать только об одном его направлении – это деятельностный подход в преподавании физики.
Р.В. – Что означает – давать детям те умения и навыки, которые пригодятся им в жизни?
А.Н. – Можно сказать и так. Третий этап – беседа с родителями, которые предложили мне тему «Свободное время учащихся – приоритет семьи или школы?» Потом у меня состоялась беседа с детьми на предложенную ими тему – «Красивая жизнь». Каждый из этих четырех этапов конкурса оценивало жюри нашей группы. Когда сложили все баллы, я оказался в группе всего лишь третьим, а среди всех участников конкурса (их было 77) семнадцатым, и таким образом в «пятнашку» финалистов не попал.
Р.В. – На каком этапе случился «прокол»?
А.Н. – На самом важном – уроке. И знаю, почему. Несколько переоценил (следуя рассказу учителя) возможности детей в проведении эксперимента. Поэтому данный момент затянулся, на обобщения, выводы времени осталось недостаточно, и я не смог завершить урок отчетливо, красиво.
Р.В. – Александр Михайлович, я знаю, что восемь лет вы трудились в Вальдорфской школе Рязани под названием «Горница». Это опыт на конкурсе вам пригодился?
А.Н. – Да, это одна из важных составных частей моих педагогических наработок. Ведь чему учила и учит Вальдорфская школа с момента ее основания 100 лет назад в Германии? Деятельностному подходу, начиная с первого класса, универсальным методам познания. Ко всему этому приходилось обращаться, работая в «Горнице». Все это лежит в методологической основе наших новых образовательных стандартов.
Р.В. – Конкурс был вам полезен?
А.Н. – Еще как! На всех этапах. Например, когда готовился излагать свой педагогический опыт, надо было в 15 минут уложить все 33 года работы. А это значит – нужно «пролопатить» все до фразы, все до словечка. Но зато поймешь, что в работе действительно ценно, а что – так себе. Яснее осознал, что делал всю жизнь, куда теперь двигаться, как. А какая неоценимая польза от урока! Его планка на конкурсе настолько высока, что, возвратившись в школу, урок нельзя проводить так, как раньше. Конечно, невозможно готовиться к нему каждый день, как к конкурсному, и все же. В общем, конкурс – это такие «курсы повышения квалификации», лучше которых нет.
Р.В. – Что было потом, когда стало ясно, что в число финалистов вы не попали?
А.Н. – Грустно было. Но, видно, организаторы все продумали, и чтобы те, кто вышел из конкурса, не предавались унынию, их отправили в народ, в различные районы Липецкой области. Для меня и коллеги из Коми организовали поездку по Красненскому району. Встречал нас глава администрации, везде на своей машине возил, все показывал. Посетили мы три школы. Везде встречали радушно и заинтересованно. Задавали вопросы. Стремились нас обогатить интересной информацией. Показали, например, реку: самую короткую в мире (метров восемьсот) и самую чистую – ее наполняют 36 бьющих из земли ключей.
Теплое отношение было не только в Красненском районе. Я бы даже сказал: весь Липецк был от участников конкурса в восторге. Где бы мы ни появлялись, везде хлеб-соль, цветы, добрые слова, приветствия…
Р.В. – А потом была встреча в Кремле. Вы присутствовали на ней, я видела по телевизору…
А.Н. – Я не только присутствовал, но и в числе других задал Президенту вопрос. Он был такой: «Будет ли меняться система преподавания физики в плане усиления практической деятельности учащихся?» Правда, я сначала задал такой вопрос в Липецке на встрече с министром образования Дмитрием Ливановым, а потом для надежности продублировал его в Кремле. Президент сказал, что это направление нужное.
Р.В. – В обществе до сих пор идут споры о том, «лучше» или «хуже» новый министр образования по сравнению с прежним. Вы как считаете?
А.Н. – Я думаю, «лучше». Хотя бы потому, что он обозначил и твердо намерен решить два вопроса. Первый из них: сокращение огромного числа разных «некачественных» и непонятно как созданных вузов и филиалов. Второй: сокращение существующего сейчас огромного количества бумажной отчетности из школ…
Р.В. – Задам вопрос не на конкурсную тему. Мы с вами оба были свидетелями бурных лет демократизации школы в 90-х годах, когда было много свободы и таких странных, с нынешней точки зрения, вещей, как, например, выборы директоров школ. В последние годы школа обогащается такими формальными, механистическими приемами, как тот же ЕГЭ, о котором, кстати, говорилось и на встрече в Кремле. Что на ваш взгляд, означают все эти метания?
А.Н. – Есть так называемый закон маятника, согласно которому любую идею, прежде чем ей устояться, бросает по краям. В 90-е годы мы бросились «в свободу», и это было максимальное отклонение «маятника» в противоположную сторону от тоталитаризма, за счет чего, увы, разрушилось все хорошее, что было в советской школе. Потом мы пошли в сторону завинчивания гаек… Сейчас должна начаться обратная тенденция к смягчению образовательных процессов. И она уже проявляется: например, на школу начали активно влиять родители. Им дают теперь возможность обсуждать предметы обучения, методы воспитания…
Р.В. – Что вы показали сами на одном из конкурсных заданий…