- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ),
- Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон №14-ФЗ),
- Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ).
С 22 июля 2009 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 19.07.2009 №205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесшего дополнительные изменения, как в Закон №14-ФЗ и Закон №129-ФЗ, так и в Закон №312-ФЗ.
Указанными законами внесены изменения в требования по составу и содержанию учредительных документов обществ, порядок государственной регистрации обществ, утверждена обязанность нотариального удостоверения договоров купли/продажи и залога долей, за исключением случаев:
- распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам в соответствии со статьей 24 Закона №14-ФЗ;
- перехода доли к обществу в порядке, предусмотренном статьями 23 и 26 настоящего Закона №14-ФЗ;
- использования преимущественного права покупки путем направления оферты о продаже доли или части доли и ее акцепта.
Следует отметить, что с 1 июля 2009 года:
- учредительные договоры обществ утратили силу учредительных документов;
- общество обязано вести список участников общества;
- участники общества вправе заключить договор об осуществлении своих прав.
Основными целями указанных изменений является защита законных прав и интересов участников обществ с ограниченной ответственностью и предотвращение «рейдерских захватов» фирм.
В соответствии с п.2 ст.5 Закона №312-ФЗ уставы обществ, созданных до 1 июля 2009 года, подлежат приведению в соответствие с новыми редакциями ГК РФ и Закона №14-ФЗ не позднее 1 января 2010 года (далее по тексту – «перерегистрация»).
Организация данной работы регламентирована письмами ФНС России:
- от 25.06.2009 №МН-22-6/511@ «О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 №312-ФЗ»,
- от 08.07.2009 №МН-22-6/548@ «О дополнениях к письму ФНС России от 25.06.2009 № МН-22-6/511@ «О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ».
В целях реализации положений Закона №312-ФЗ Федеральной налоговой службой были разработаны следующие рекомендуемые формы заявлений о государственной регистрации:
- форма №Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании»;
- форма №Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации»;
- форма №Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица»;
- форма №Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц»;
- форма №Р50005 «Расписка».
Перечисленные письма ФНС России и рекомендуемые формы заявлений размещены:
- на сайте ФНС России в сети Интернет (www.nalog.ru );
- на сайте УФНС России по Рязанской области в сети Интернет (www.r62.nalog.ru );
- в автоматизированных справочных системах («Консультант-Ока», «Гарант» и др.).
Указанные формы используются в случае представления документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, в связи с внесением в ЕГРЮЛ сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам; о передаче долей или частей долей в залог и об ином обременении; о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, в том числе в случаях, когда одновременно с указанными сведениями изменению подлежат иные сведения об обществе с ограниченной ответственностью.
В иных случаях представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, а также юридических лиц иных организационно-правовых форм использованию подлежат формы документов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439.
Для государственной регистрация новой редакции Устава общества с ограниченной ответственностью, приведенной в соответствие требованиям Закона №312-ФЗ, в регистрирующий налоговый орган по месту нахождения организации представляются следующие документы:
- заполненное Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по рекомендуемой форме №Р13001, с нотариально заверенной подписью заявителя;
- протокол собрания участников или решение единственного участника общества об утверждении новой редакции Устава;
- новая редакция Устава общества;
- документ об уплате государственной пошлины 400 рублей.
Пунктом 1 статьи 14 Закона №14-ФЗ (в ред. Закона №312-ФЗ) установлено, что размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей. Таким образом, при прохождении «перерегистрации», общества, имеющие уставный капитал менее десять тысяч рублей, обязаны привести его в соответствие указанному требованию. Для этого, при регистрации редакции Устава, соответствующей требованиям Закона №312-ФЗ, одновременно с заявлением по рекомендуемой форме №Р13001 в регистрирующий налоговый орган представляется заявление по рекомендуемой форме №Р14001, содержащее сведения об увеличении стоимости долей участников.
В связи с тем, что большинство листов рекомендуемых форм заявлений имеют многостраничную форму, следует учитывать следующее:
- все страницы не заполняемого многостраничного листа исключаются из заявления;
- не заполняемые страницы включаемого в заявления листа из заявления не исключаются;
- на первых страницах заявлений указывается количество многостраничных листов, имеющих буквенное обозначение, а не физическое число бумажных листов, в которое входят страницы многостраничных листов.
Законом №312-ФЗ не определены правовые последствия не прохождения «перерегистрации» обществами, вместе с тем:
- согласно п.3 ст.14.25 КоАП РФ нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случае если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб.;
- согласно п.2 ст.25 Закона №129-ФЗ, п.3 ст.59 Закона №14-ФЗ и п.11 ст.7 Закон РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» в случае нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации регистрирующие налоговые органы вправе предъявить в суде иски о ликвидации обществ с ограниченной ответственностью, не прошедших «перерегистрацию».
По состоянию на 01.10.2009 прошли «перерегистрацию» менее 10% от более чем 18000 обществ с ограниченной ответственностью, зарегистрированных на территории Рязанской области до 01.07.2009.
На основании вышеизложенного, УФНС России по Рязанской области, обращаясь к участникам и руководителям обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 01.07.2009, настоятельно рекомендует не откладывать прохождение несложной процедуры «перерегистрации» до конца года, дабы не создать в декабре критическую ситуацию, как для себя, так и для регистрирующих налоговых органов.
УФНС России по Рязанской области.