В Москве и Санкт-Петербурге прошло заседание международного дискуссионного клуба «Валдай», посвященное теме «Будущее создается сегодня; сценарии экономического развития России». С его участниками встретился Президент России Владимир Путин.
Клуб предложил четыре сценария развития экономики страны до 2030 года, условно названные «Сангвиник», «Холерик», «Флегматик» и «Меланхолик». Базой для прогнозов служили исследования глобального рынка участниками Всемирного экономического форума в Давосе. При этом члены «Валдая» посчитали, что в обозримом будущем цены на нефть не упадут ниже 94 долларов за баррель и не возрастут выше 140 долларов.
Наиболее оптимистичный сценарий «Сангвиник» предполагает, что при нефтяной цене в 140 долларов за баррель активно проводятся реформы. В этом случае темпы экономического роста в России превысят мировые, а уровень жизни населения к 2030 году достигнет нынешнего уровня жизни в Швейцарии.
Самый пессимистичный сценарий – «Меланхолик»: при низких ценах на энергоносители российские власти откажутся от реформ, «заморозив» ситуацию в ее нынешнем виде. При этом доходы населения будут соответствовать ситуации в нынешней Чехии. Сценарий «Флегматик» означает, что при относительно низких, 94 доллара за баррель, ценах на нефть власти активно проводят реформы. Суть сценария «Холерик» – при высоких, 140 долларов за баррель, ценах новые реформы не проводятся или носят локальный характер.
Язык не поворачивается назвать даже самый пессимистичный сценарий катастрофичным: Чехия – далеко не последняя в Европе страна по уровню жизни. Правда, в 2030 году ее нынешний уровень может показаться россиянам нищенским, и двигаться вперед надо. В ходе дискуссий – а в них принимали участие около ста российских и иностранных экономистов, политологов и специалистов в сфере международных отношений – многие эксперты поднимали вопрос об эффективности существующих и необходимости создания в России новых институтов, недостаточных расходах на инновации, необходимости «деофшоризации» и создании стимулов для бизнеса. О накале полемики можно судить по таким, например, фразам экспертов: «Крупный бизнес в России имеет колоссальные привилегии, однако предпочитает вывозить заработанные в РФ деньги в офшоры, а не производить внутренние инвестиции», «В результате в РФ сформировалась так называемая «офшорная аристократия», «Коррупция является одной из основных причин того, что в Россию крайне сложно привлекать иностранный капитал».
Экономист Сергей Глазьев привел цифры, которые демонстрируют возможности ЕВРАЗЭС в качестве «генератора роста» России.
Взаимоотношения России с США, НАТО, Европейским союзом члены дискуссионного клуба «Валдай» обсудили с главой международного комитета Госдумы РФ Алексеем Пушковым. На «деловом завтраке» в Сбербанке в среду свое видение экономических перемен членам клуба представили министр финансов РФ Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов и помощник Президента Эльвира Набиуллина.
Клуб был создан в 2004 году. Встреча с главой государства традиционно венчает программу «Валдая». В этом году главной темой традиционной встречи Владимира Путина с экспертами из клуба «Валдай» стали прогнозы развития российской экономики.
точка зрения
Сергей Глазьев,
советник Президента Российской Федерации, академик Российской Академии наук:
– На заседании клуба я говорил о том, что очень многое для развития экономики России значит интеграция со странами СНГ. Главный смысл Таможенного союза и Единого экономического пространства – это синергетический эффект. Здесь нет игры с нулевой суммой, здесь каждый получает больше, чем он получил бы в отдельности. Расчеты, которые мы вели с учеными трех академий наук по межотраслевому балансу, говорят о том, что мы ожидаем совокупный интеграционный эффект в горизонте 10 лет в размере примерно от 17 до 20 процентов прироста валового продукта для каждой из стран. В сумме это означает где-то порядка 700 миллиардов долларов.
Это эффект от Единого экономического пространства, которое мы понимаем не только как общий рынок товаров, услуг капитала и труда, но и как общую стратегию развития. Это очень важный момент. Само по себе создание общего рынка хоть и расширяет возможности для каждого участника, но главный синергетический эффект достигается, если мы будем координировать программы развития, если будем иметь общие цели, задачи и общее видение того, как нам развиваться.
Это очень важно для складывания сравнительных преимуществ, для предотвращения дублирования, когда бывает так, что в разных государствах строятся одинаковые заводы, а потом мы сталкиваемся с избытком производственных мощностей, а значит, с обесцениванием капитала.
Отличие между этими двумя вариантами – общий рынок или общее экономическое пространство с единой стратегией развития – примерно трехкратное. Две трети интеграционного эффекта достигается при наличии общей стратегии развития.
Николай Злобин,
директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США, политолог:
– Речь идет о том, что экономисты не смогли предсказать кризис, поэтому нет гарантии, что у нас впереди не будет дальнейших проблем, которых мы сейчас не видим. Мы пытаемся прогнозировать, какие последствия могут наступить в случае реализации различных негативных сценариев.
В частности, на заседании клуба «Валдай» обсуждались ключевые потенциальные кризисы, и как они могут отразиться на России, включая демографический кризис, кризис, связанный со здравоохранением, экологией. Об этом в России пока мало кто еще думает. Однако это будут серьезные вызовы, которые добавятся к экономическим проблемам.
Что же касается критики — не время критиковать. Запад выглядит не лучше, чтобы критиковать Россию.
Подготовил
Юрий Евстифеев
Использованы материалы «Российской газеты» и РИА «Новости»