В середине октября в Рязани прошла межрегиональная конференция «Безопасность детей – забота общая», инициатором которой выступила Рязанская областная детская библиотека.
И речь на ней шла не только о защите подрастающего поколения от вредной здоровью, физическому и нравственному, информации, но и о том, как противостоять тем вызовам, которые бросает нам дей-
ствительность, – агрессии, насилию, пропаже детей. Чем в этой связи могут помочь родителям и детям библиотеки? С этим вопросом мы обратились к директору учреждения – организатору конференции Татьяне Окружной.
Казалось бы, основная роль библиотек – хранить книги и предоставлять каждому желающему возможность «подружиться» с миром литературы. Однако мировая практика и требования времени значительно расширили их функции, превратив учреждения в действенный социально-культурный институт, готовый встать на защиту интересов общества, а информация, хранящаяся в книгах, становится оружием защиты от возможных опасностей.
– В нашей библиотеке – 12 тысяч читателей. К нам приходят дети и родители со всего города, нередко библиотекой пользуются и жители районов области. Учащиеся близлежащих школ – постоянные участники наших тематических встреч. Мы видим, наблюдаем детей, а значит, наша обязанность – научить их жить в современном мире, защищать себя, вовремя прийти на помощь в случае, если мы заметили, что с ребенком что-то не так: он встревожен, чего-то боится, – рассказывает Татьяна Окружная.
Сегодня областная детская библиотека регулярно проводит тренинги-семинары для сотрудников районных библиотек, встречи с учителями школ, где, прежде всего, взрослые учатся смотреть на детские книги, в том числе и как на инструмент защиты в трудных ситуациях.
– Сюжет любимой дошкольниками сказки про волка и семерых козлят, к сожалению, весьма распространен в реальном мире. Такого волка наши дети могут встретить где угодно: дома, во дворе, выходя из школы, и необязательно, что он притворится мамой. Когда мы читаем детям эту сказку, то вместе с ними обсуждаем, где ошиблись козлята, что они сделали неправильно, как нужно поступать в такой ситуации, – объясняет один из методов работы Татьяна Николаевна.
Подобной «учебной» литературы немало и для подростков, главное – научить ею пользоваться в целях защиты и детей, и родителей, и учителей. Кстати, как отмечали участники октябрьской конференции, доминирующей опасностью в подростковой среде сегодня является агрессия, исходящая от самих же подростков.
– Помните «Чучело?». Увы, но описанная в романе проблема не утратила актуальности, наоборот, она обострилась. На тематических встречах о безопасности мы зачитываем с детьми отрывки из романа, пытаемся вместе найти выход из ситуации, – говорит Татьяна Окружная.
Между тем книги бывают разные: одни могут помочь, а другие навредить. Тем более, что издательская индустрия не стоит на месте, опровергая уверения социологов в том, что мы и наши дети стали меньше читать. Главный вопрос: что читать? Интерес подрастающего поколения к современной литературе, по опыту работы библиотеки, даже больше, чем к классической детской. Одними из самых читаемых подростками книг сегодня стали отнюдь не лучшие с точки зрения воспитания образцы прозы – «Сумерки», «Сталкер» и т.п. Более того, кажется, даже появился новый жанр, который условно можно назвать «детским чтивом», – аналог непритязательных в исполнении и содержании дорожных романчиков для взрослых.
Фонд областной детской библиотеки – 180 тысяч экземпляров. Отрадно, что средства на его пополнение выделяются регулярно. Прежде чем закупить книги новых, да и не только, авторов, все больше внимания библиотекари уделяют их предварительному изучению.
– Казалось бы, уважаемый автор Андрей Вознесенский. Начинаю читать его книгу «Дневники» и поражаюсь: страницы нецензурной брани! Или еще пример: Альберт Лиханов пишет в популярном у подростков жанре фэнтези. Но его произведение «Никто», где главный герой – выпускник детского дома, читать не порекомендую. Крайне жестокая вещь, – делится впечатлениями Татьяна Николаевна. Но признается, что изучить досконально все литературные новинки не получается, и отзывы читателей здесь могут быть очень полезны.
Как направить детей к тем книгам, которые говорят о главном – дружбе, бескорыстии, доброте, непростом нравственном выборе? Областная детская библиотека предлагает свои методы решения этого вопроса. Например, ее сотрудники готовы подсказать не только детям, но и их родителям, что будет интересно и полезно, а на что не стоит тратить время и силы. Кроме того, между страниц библиотечных книг можно найти листочки с отзывами о произведении, оставленными самими читателями, то есть детьми. Сбор отзывов – часть каждодневной работы библиотекарей. Ведь для подростков нет лучшего авторитета, чем мнение сверстников.
– Вопросы, связанные с безопасностью детей, будь то информационной или иной, мы воспринимаем очень остро и болезненно. Детям, да и родителям, зачастую просто не с кем поговорить, рассказать о своих проблемах, у них нет информации о том, куда обратиться в трудной ситуации. Сегодня все социальные учреждения – образовательные, медицинские, сферы культуры – активизируют работу, направленную на создание безопасной среды для детей. Хочу обратиться к читателям вашей газеты: наши сотрудники готовы оказать информационную помощь каждому, кто в ней нуждается, – говорит Татьяна Окружная.