Не пропустил ни одного соревнования с момента рождения пробега. А родился феномен рязанского, а теперь и российского спорта довольно просто: идея принадлежит мастеру спорта СССР, чемпионке Советского Союза по многоборью комплекса ГТО Нине Копыловой.
Собрались как-то энтузиасты физкультуры и спорта, и Нина Корнеевна предложила всем желающим пробежать от Рыбного до Константинова, а раз дистанция проляжет по есенинской родине, то и назвать соревнования в память о великом русском поэте, нашем земляке. Бежать решили именно в день рождения Сергея Александровича, а точнее – в день, когда в Константинове главное торжество проводится.
Тут, хочешь не хочешь – с его участниками, известными литераторами познакомишься, в свою очередь и те, соприкоснувшись с миром спорта, от дружбы с атлетами не откажутся. Так и было, и как мог в такой ситуации оказаться в стороне спортивный журналист, освещавший событие?
Пожаловал однажды на есенинский праздник фотокорреспондент «Литературной России» Иван Кириллович Чирков. Моя первая встреча с ним состоялась в гостиничном номере, в «Ловече». Просидели, не смыкая глаз, чуть ли не всю ночь. Мой однофамилец оказался старшим преподавателем физвоспитания вуза. И какого! Литературного института! Преподаватель – по штатному расписанию. На деле же, в жизни, он был, можно сказать, заведующим физкультурно-спортивной кафедрой (официально ее в литвузе не было), а судя по тому, как в институте была поставлена работа, этот «физкультурно-спортивный островок» такую популярность имел, какой не мог похвастаться иной вуз с официально существующей спортивной кафедрой.
Физической культуре и спорту он обучал всех литераторов – поэтов, прозаиков, критиков... В том числе и заочников. Расула Гамзатова и Егора Исаева, Василия Федорова и Петра Проскурина, Виктора Астафьева и Александра Чаковского, Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского, Инну Кашежеву и Римму Казакову, Ольгу Фокину и Давида Кугультинова, Дину Злобину и Мустая Карима, Владимира Цыбина и Евгения Носова... И рязанцев – тоже. Братьев Эрнста и Валентина Сафоновых, Евгения Маркина и Бориса Шишаева. Сотни учеников не только с российской, но и мировой известностью были подопечными Ивана Кирилловича Чиркова.
Он диктовал, а я скрупулезно записывал фамилии. Каждую собеседник сопровождал замечаниями: один стал мастером спорта (будучи одновременно писателем!), другой стучался в сборную страны, третьему физкультура и спорт помогли выжить, четвертому – продлить творческую активность. Вот и получается – соединил Иван Кириллович литературу и спорт, Есенина и физическую культуру...
Лет сорок не виделись основатель Дома-музея Сергея Есенина, многие годы возглавлявший его Владимир Астахов и замечательный советский бегун, наш земляк, Виктор Байков. Владимир Исаевич вначале, как директор, участие в организации соревнований принимал, а теперь, выйдя на пенсию, обычным зрителем стал.
Страстный лыжник (когда был в спортивной форме, по снегу путь от Дивова до Солотчи одолевал), любитель длительного бега (бывало, расстояние от Рязани до Константинова, по ходу искупавшись в Воже, покорял) не мог пропустить свидания с пробегом. На этот раз шел спортивным шагом от Пощупова до Константинова.
И вот встретились Владимир Астахов и почетный гость соревнований Виктор Байков. Вспомнили об институте (оба учились в Рязанском педагогическом), а потом, пока ждали первых финишировавших участников, декламировали Есенина. Дуэтом, поочередно. Организовался кружок слушателей. Звучали бессмертные есенинские стихи.
Оборвал их только победный финиш Олега Крапивина – Байкову надо было встречать абсолютного чемпиона. Потом Владимир Исаевич сокрушенно признается: «Безоговорочное поражение потерпел от Витька – он не менее четырех часов может наизусть читать Есенина, а я – вряд ли...»
А Байков, обрадованный своей победой на несвойственном ему «фронте», добавит: «Без Есенина я вряд ли стал бы рекордсменом мира, четырехкратным чемпионом СССР, призером европейского первенства. Я ведь, когда тренировался, когда бежал свои сорок два километра 195 метров, читал его стихи – Есенин помогал мне одолевать нестерпимые нагрузки, побеждать соперников...».
Лучше не скажешь. Пробег, составная часть есенинского праздника, словно магнит, притягивающий нас к великой поэзии и здоровому образу жизни.
И теперь даже не верится: были препоны на пути становления марафона и пробега. Давно-давно, при тогдашнем руководстве, был свидетелем: на приглашение хотя бы выступить на торжественном параде открытия или принять участие в награждении лауреатов первый человек в районе кратко и сурово отвечал: «Занят. Благодарите за то, что разрешил проведение соревнований». Не забыть: работник райкома партии Валентин Гордеев выходил на старт, а после финиша просил корреспондента не упоминать его фамилию – дабы не попасть в немилость к своему партийному начальнику.
Канули в Лету те запретно-странные времена. Благодаря активному участию в организации соревнований местной – районной и городской – власти, уже не один год пробег проводится на высоком организационном уровне, а ныне, благодаря участию бегунов из Казахстана, повысил статус – стал международным.
Но, как говорится, совершенству нет предела. Думаю, стоит возродить марафон, ведь на Рязанщине, в свое время считавшейся Меккой бегунов-стайеров, ныне вообще не проводится подобных соревнований, а самая длинная дистанция равняется пяти километрам. Возродим традицию – со временем воспитаем и марафонцев, каким, к слову, был наш Виктор Байков – постоянный гость наших соревнований. В силу различных причин он перестал приезжать на праздник поэзии Есенина и спорта, но почему нельзя пригласить пусть менее известных в мировом спорте, но тоже знаменитых – ту же Нину Корнеевну Копылову, талантливейших легкоатлетов Кирилла Сосунова, Сергея Кожевникова, Юрия Колдина… Их участие и в торжественном открытии соревнований, и в церемонии награждения лауреатов стало бы дополнительным стимулом в желании атлетов повышать мастерство. Думаю, организаторы согласятся с этими пожеланиями…
По традиции участников пробега я встречал на финише в компании с первым директором есенинского музея Астаховым. С Владимиром Исаевичем у меня давняя дружба. Познакомились, когда директор активно занимался оздоровительным бегом. Ну и бескорыстная любовь к есенинской поэзии благотворно сказалась на крепнувшем с годами товариществе. В этот раз к нам присоединился литератор, спортивный журналист Владимир Воронов.
В самый разгар бега хлынул дождь – мой зонт оказался один на троих. Идем против движения по длиннющей, в километр, ленте шоссе. Каждого приближающегося – сквозь ветер и дождь – к финишу бегуна подбадриваем.
Услышав от нас спасительное: «Осталось чуть-чуть», бегуны благодарно машут рукой. А у нас рождается «план действий». Разоткровенничался Исаич: «Через два года мне будет восемьдесят. Держу пари – потихоньку, исподволь буду готовиться и обязательно в свой юбилейный год выйду на старт».
Что нам, друзьям, которые намного моложе, мешает последовать его примеру?