Балалайка у многих ассоциируется с незатейливыми русскими народными мелодиями. Но на концертах Архиповского об этом напрочь забываешь. Инструмент выдает такие звуки, которые от него совершенно не ожидаешь услышать. С трудом верится, что это играет один человек двумя руками на трех струнах, кстати, две из которых звучат в унисон. Музыкант поражает своим умением исполнять на балалайке джаз, рок, блюз, рок-н-ролл, классические пассажи, русские народные песни. Ему удалось найти золотую середину, баланс между развлекательностью и высоким искусством.
– Балалайка всегда казалась для меня Вселенной, я настолько сроднился с ней, что она стала, словно одним из моих органов, – сказал Алексей. – Мне интересно быть наедине со своим инструментом, поэтому я играю без аккомпанемента.
Страсть к музыке передалась ему от отца, который в детстве играл на гармошке, а после – на аккордеоне. С девяти лет Алексей играет на балалайке, закончил музыкальную школу и поступил в государственное музыкальное училище имени Гнесиных. По окончании работал в Смоленском русском народном оркестре под управлением Виктора Дубровского. Там и начались его первые эксперименты и поиски новых выразительных средств балалайки. А в 1998 году был приглашен в Государственный Академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Людмилы Зыкиной. Два года назад начал выступать как солист.
В его гастрольном турне – США, Европа, Япония. Алексей Архиповский не просто виртуоз, он автор многочисленных оригинальных поппури и пьес. Однако их ноты никогда не записывает.
– Обычно я сижу у себя дома на кухне и подбираю музыку, что нравится, то и запоминаю, – сказал Алексей, – поэтому моя импровизация на сцене всегда подготовленная.
Мыслит он не нотной грамотой, а скорее образами. Звук каждой ноты отчетливый, яркий и всеобъемлющий. «Дорога домой» – в этой композиции многие в зале могли слышать биение сердца и стук колес уходящего поезда. Все это Алексей делает с потрясающей актерской игрой и искренними эмоциями. А в произведении «Подоконник» можно услышать капли дождя, бьющие по стеклу. По словам музыканта, во время исполнения этой мелодии его воображение рисует человека, который стоит возле окна, смотрит вдаль и слушает музыку дождя.
Предпочтение Алексей отдает старинным инструментам. Его балалайка была изготовлена в 1928 году и досталась ему от педагога. Однако сам Архиповский заниматься педагогической деятельностью пока не планирует.
– Балалайка до конца еще не раскрыта, и мне интересно работать над собой, открывая новые возможности для творчества, – сказал он. – Поэтому передавать ученикам мне пока нечего.
В Америке Алексея Архиповского называют русским Джимми Хендриксом.
– Моему творчеству гораздо ближе гитаристы, чем «народники», – сказал Алексей.
Кажется, что балалайка в его руках может звучать бесконечно, и не важно, как виртуоз это делает – в стандартном положении или держит инструмент за головой.