Без лифта жизнь многих жителей многоэтажек, особенно стариков и инвалидов, была бы, наверное, невозможна. Но лифт, как и любой механизм, имеет свой срок эксплуатации.
По заключению специалиста департамента ЖКХ Минрегионразвития Дмитрия Соловьева, в лифтовом фонде страны – примерно полмиллиона подъемных механизмов, из них около 450 тысяч установлены в жилищном фонде. Но 35 процентов наших лифтов находится в аварийном состоянии. В Рязани и области эксплуатируется порядка 3040 лифтов, в том числе в жилищном фонде – 2350. Из них более 600 практически отработали нормативный срок службы. Лифтовый парк, как в областном центре, так и в городах Касимов, Сасово, Скопин, Новомичуринск, стремительно стареет. Чтобы определить возможность продления срока безопасной эксплуатации лифтов и соответствия нормам, для подъемных механизмов регулярно проводят экспертизу. И периодически – их техническое освидетельствование. Предположительно к 2015 году у 1086 лифтов будет превышен нормативный срок эксплуатации. Лифты, несоответствующие требованиям Технического регламента, необходимо будет модернизировать или заменить. Подсчитано, что при существующем финансировании на замену лифтов потребуется примерно лет 25.
Итак, Технический регламент, принятый два года назад, по которому сегодня работает лифтовая отрасль, выявил болевые точки и поставил задачи, которые необходимо решать. Как говорит руководитель ООО «Лифтремонтсервис» Владимир Черничкин, у профессионалов регламент вызвал серьезное беспокойство. Дело в том, что в домах, где лифты требуют замены (а это главным образом «панельки» 30-летней давности, к примеру, в д. №3 по ул. Советской Армии лифт недавно отметил свое сорокалетие), в основном проживают малообеспеченные слои населения. Смогут ли жители, как того требуют правила, принять участие в частичном финансировании замены лифта?
Технический регламент предусматривает обязательную экспертизу в течение 5 лет всех лифтов, изготовленных до 1992 года, и в течение 7 лет – всех лифтов, изготовленных после этой даты. В 2008-2010 г.г. замена лифтов частично производилась за счет средств, выделяемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. За это время при проведении капитального ремонта многоквартирных домов с софинансированием за счет областного и местных бюджетов, а также средств собственников помещений удалось заменить и модернизировать 205 лифтов. Дело это дорогостоящее, но крайне необходимое. Старение подъемников происходит значительно быстрее, чем их обновление. Учитывая, что стоимость замены одного лифта составляет от 1,5 до 1,7 млн. рублей, общий объем средств, необходимых для реализации мероприятий программы, ориентировочно в ценах 2011 года составляет 1629 млн. рублей. Кроме средств областного и муниципального бюджетов, планируется участие товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, а также собственников помещений в многоквартирных домах (предполагается, что собственники на замену лифта должны собрать около 60 тысяч рублей). В Ярославле, например, существует накопительный фонд по каждому дому. Старший по дому отчитывается перед жителями об использовании средств. Такая система помогает решить многие проблемы, в том числе и по замене лифтов. Руководство Рязани намерено внедрить в городе опыт ярославцев.
Нормативный срок эксплуатации подъемника 25 лет, но при бережном к нему отношении можно в несколько раз его продлить, не опасаясь при этом застрять где-нибудь между этажами в самое неподходящее время. Модернизация лифта, как правило, сопоставима по стоимости с его заменой на новый. Поэтому специалисты советуют проводить не модернизацию, а комплексную замену механизма. Предварительный анализ состояния лифтового хозяйства показывает, что, если не принять конкретные меры, то уже к концу 2015 года в связи с истечением нормативного срока службы более половины лифтов будут выведены из эксплуатации. И хотя разговоры об опасности находящихся в эксплуатации лифтов – не более чем разговоры (более 100 лет назад была изобретена система улавливателей падающего лифта, что и дало путевку в жизнь самому существованию вертикального подъемника), но все же замена старых механизмов на новые необходима.
К сожалению, жильцы еще далеко не всегда осознают, что лифт – это их собственность, которую они должны беречь. Поведение иных граждан в лифтах вызывает не просто удивление, а тревогу. Это и сожженные кнопки вызова, и различные непристойные надписи, и грязные полы, и перевоз негабаритных предметов, и многое другое. В результате неправильной эксплуатации лифта механизм выходит из строя раньше срока. И сегодня во многих городах при замене старых лифтов на новые используют антивандальную защиту.
В Рязани замена старых лифтов на новые идет полным ходом. Как сообщил главный инженер ООО «Лифтремонтсервис» Василий Клинков, до конца года планируется установить 30 новых подъемников. По мнению заместителя начальника управления г. Рязани Т.В. Астафьевой, собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. По закону обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе и замену лифтового оборудования, распространяется на всех собственников помещений дома. Пока в Рязани монтируются шесть лифтов, и у жителей многоэтажек не возникает вопросов по долевому участию в финансировании работ.
Реализация долгосрочной целевой программы «Комплексная замена лифтов в жилищном фонде Рязанской области на 2012-2015 годы» обеспечит возможность плановой замены лифтов в многоквартирных домах, а в конечном итоге – реализацию мер, направленных на создание безопасных и комфортных условий проживания граждан в многоэтажных домах. Принятие долгосрочных целевых программ и предоставление субсидий на возмещение затрат в размере 90 процентов от общей стоимости работ фактически делает нагрузку на собственников помещений в многоквартирных домах по замене лифтов приемлемой. Программа рассчитана на три года. Выработан механизм ее реализации. За это время предполагается заменить практически все лифты, отработавшие нормативный срок, на более энергоэффективные и безопасные в эксплуатации.