Свобода степей, жар «Звезды по имени Солнце» и состояние неописуемого – того, что «между небом и землей». Мощная, свободная живопись. Все это – в холстах в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» – филиале областного художественного музея. |
Виктор Дмитриевич Покатилов готовился к своей юбилейной выставке, но немного не дожил до нее, до своего 55-летия. Как сказали его друзья на открытии, «сгорел». А выставка вышла удивительная. На ней несколько замечательных натюрмортов, написанных с поразительной свободой. А остальное – впечатления от степного края детства – Хакасии, с ее тысячелетними традициями, легендами. Некоторые работы практически абстрактные, на некоторых появляются фигуры оленеводов, оленей, собак, жилищ – как часть древнего и живого мира. Но это ни в коем случае не натурные, описательные произведения.
Художник передавал атмосферу первозданной красоты и единения природы и людей. В холсте «Черное солнце» пятнами и линиями, свободными мазками переданы начало и конечность бытия. Холст «Новый день» – это абстрактное полотно с потрясающим по красоте красным цветом – гимн рождению нового. «Вечерняя тоска» уводит нас в мир воспоминаний. «Край земли» – о целом космосе северных земель. Плоскости локального цвета с оттенками придают холстам эпичность, а «брызги» краски, линии, лаконичные детали – дыхание жизни, ее пульс. Все, кажется, дышит и движется в необозримом пространстве межу небом и землёй, под «Звездой по имени Солнце».
Почему цитирую Виктора Цоя? Потому что выставка навеяла строки из его песен. Виктор Покатилов в нашем городе много занимался административными делами – проекты, кабинеты, бумаги. А на его холстах жила дикая степь, воля. И хочется думать, что теперь он там, где его «черное солнце», где нет «ни чинов, ни имен».
Он не гонялся за художественной модой, но его работы, с их свободной полуабстрактной живописью и лаконичными образами, очень актуальны. Если выложить его произведения в Интернет на популярные мировые арт-ресурсы, показать зарубежным галеристам… Думаю, он стал бы одним из известных и продаваемых русских художников. Но он не пиарился, а два года назад подарил большую коллекцию своих работ родному городу Абакану после выставки, на которую повез работы и других рязанских художников.
Хорошо, что некоторые замечательные вещи, такие как «Озеро Ханкуль», «Двор», находятся в собрании Рязанского художественного музея – Виктору Дмитриевичу было важно, чтобы в коллекцию попали работы, связанные с Хакасией.
Виктор Покатилов родился 22 октября 1957 года в селе Ново-Марьясово Красноярского края. Учился в знаменитом художественном училище имени Сурикова в Красноярске, затем – в не менее знаменитой «Мухе» – Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной. До 93-го года работал в художественном фонде г. Абакана, вступил в Союз художников России.
А в 94-м году вместе с супругой, замечательной художницей-акварелисткой Татьяной Пивоваровой переехал в Рязань, где сразу активно включился в художественную жизнь. Был членом правления регионального отделения Союза художников России, преподавал в муниципальном колледже декоративно-прикладного искусства. И целых двенадцать лет, с 1998 по 2010, возглавлял Детскую картинную галерею – филиал областного художественного музея, при которой работала и дет-ская студия.
Галерея была не только центром детского творчества, в ней нашла приют и Рязанская организация Союза фотохудожников России. Именно здесь проводились крупные фотовыставки, в том числе первая в России под эгидой международной организации фотографов FIAP – «Берега». Виктор Дмитриевич и сам увлекся фотографией, вступил в Союз фотохудожников и стал активным его членом. Рязанские фотохудожники многим ему обязаны.
И потому второй зал юбилейной выставки в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» – портреты Виктора Покатилова, сделанные рязанскими фотохудожниками. Десятки отпечатков сохранили его колоритный облик. Но, конечно, снимали его много не из-за фактуры, а пытаясь передать суть человека. Человека, который всем уделял внимание, с каждым вдумчиво беседовал – о жизни, о живописи, о фотографии. И я помню такие разговоры…
Напоследок – две истории, рассказанные на открытии выставки. Когда Виктор Покатилов попал в рязанские края, то впервые увидел цветущие лилии. Восхитился: «У нас таких нет!» Нырнул, выкопал, провез через тысячи километров в Хакасию, на озеро, возле которого прошло его детство (села давно уже не существует, а озеро осталось), посадил. И ездил проверять – принялись или нет. А в Рязань оттуда, с Севера, привез недавно ведро саженцев кедра – 100 штук: «Здесь таких нет!» И теперь эти кедры подрастают на дачах рязанских художников. Могучие северные деревья в нашей рязанской стороне…