О работе депутатов муниципальных образований ничего не знают 71% россиян. К такому выводу пришли эксперты фонда «Общественное мнение», проведя опрос полутора тысяч жителей городских и сельских поселений из 43 регионов страны. Только 22% респондентов уверены, что деятельность народных избранников за последние два-три года принесла пользу их городу, поселку, селу. Вывод, заставляющий задуматься. Ведь именно на органы местного самоуправления, которые формально не входят в систему органов государственной власти, федеральное законодательство возлагает полномочия по решению большинства насущных вопросов, волнующих людей.
Интерес к уровню власти, наиболее приближенному к «земле», у социологов возник не случайно. Он связан с утверждением нового порядка выборов губернаторов, обязавшего кандидатов на высокий пост заручиться поддержкой местных властей, прежде всего муниципальных депутатов. Введение так называемого «муниципального фильтра» и дало повод задаться вопросом: кто же они такие, депутаты местных советов, каковы их функции и полномочия? Как они представляют интересы своих избирателей? Мы решили своими глазами взглянуть на работу народных представителей в муниципалитетах Рязанской области – самом близком к центру и самом удаленном от него.
Предпочтение – конкретным делам
«Основная наша задача – забота о населении района, – так видит суть своей работы глава Рязанского района, председатель Рязанской районной Думы Юрий Руденко. – Довольны ли избиратели, выполняются ли их наказы, не остаются ли без внимания запросы, какой порядок в поселениях – от всего этого зависит оценка работы депутатов».
У Юрия Ефимовича опыт работы с людьми – многолетний: четверть века службы в Советской Армии и органах внутренних дел, преподавание в школе. Депутатский стаж тоже внушительный: с 1974 года – в депутатах Ровновского сельского совета (сегодня – поселения), последние два созыва возглавляет поселенческий Совет депутатов. От него в марте 2012 года и был избран на должность председателя Рязанской районной Думы, главы Рязанского района.
Здесь необходимо пояснение. Сегодня происходит постепенное изменение порядка формирования представительных органов муниципальных районов. Если прежде депутаты в районные думы выбирались путем прямого голосования, то теперь эти органы будут состоять из депутатов и глав поселений, входящих в данный район. На новую схему уже перешла большая часть районов области. В девяти оставшихся ждут следующего года, когда закончится срок полномочий действующих созывов. Очевидно, что новый порядок поможет сэкономить существенные средства на выборах. И не только. Другой важный эффект – повышение ответственности глав и депутатов поселений за состояние дел в своих округах. (Кстати, справедливость таких расчетов законодателей подтвердили и наши собеседники, уже полгода отработавшие в новых условиях. Они замечают, что большинство их коллег от поселений настроены на конструктивную работу. А ведь зачастую встречается противоположное – когда депутаты только требуют и критикуют от имени жителей, не прикладывая никаких собственных усилий для решения вопроса.)
Говоря о работе районной Думы, Юрий Ефимович подчеркивает: все нормативные акты, главный среди которых – бюджет, принимаются в интересах жителей. Однако оценивать представительный орган только по «бумажным» результатам – числу принятых правовых актов – нельзя. Особенно близка муниципальным депутатам, среди которых – главы поселений, учителя, медики, представители других профессий, но не юристы, – живая работа на «земле»: в округах много повседневных дел, и именно здесь народному избраннику приходится действовать в интересах конкретных людей, встречаться с жителями. По сути, активность депутата, считает Юрий Ефимович, ограничивается только его собственным представлением о своей общественной миссии.
Однако для решения большинства проблем одного депутатского желания недостаточно. Значимый фактор, определяющий работу местной власти, – это чрезвычайная скудость собственных бюджетных средств. Большинство местных инициатив не может быть реализовано без помощи бюджетов вышестоящего уровня. Поэтому так важно конструктивное взаимодействие разных ветвей и уровней власти, начиная с поселенческого и районного, заканчивая областным.
Юрий Ефимович обращает внимание и на то, как важна в любом деле поддержка населения: все проблемы решаются быстрее в тех населенных пунктах, где сами жители не сидят сложа руки. Один из ярких примеров такого неравнодушного подхода – инициатива рыболова и охотника из Ровного Владимира Белякова. Этой весной, кликнув клич среди местной детворы и друзей в Интернете, он организовал настоящий субботник по уборке пруда близ села Городищево. При этом убирали вовсе не за собой: горы мусора остаются после отдыхающих, приезжающих на водоем из областного центра.
«Бывает, беседуешь с людьми, они возмущаются: вот у нас никто не косит. А сами целый день сидят на скамеечке, ругают власть, но не могут навести порядок у своего дома. А вы возьмите и сами что-то сделайте. Сами не можете – подскажите депутату, давайте вместе искать решение. Сознательность должен проявлять каждый, не важно, депутат он или нет», – считает Руденко.
Связующие нити
«Знаете ли вы вашего депутата?» В ответ на вопрос люди недоумевают: «Как не знать? Валентина Петровна во Власове – незаменимый человек. Живет по соседству, видимся каждый день, делимся новостями и проблемами. Чуть что – сразу к ней».
Депутат Совета депутатов Савватемского сельского поселения Ермишинского района Валентина Кастерина представляет интересы жителей родного села Власова с тех пор, как начала работать здесь в библиотеке, – с 1975 года. Она в буквальном смысле живет проблемами сельчан и всегда открыта для общения. «Иду с утра в библиотеку – люди уже подходят. У кого свет погас, кому справка потребовалась – сразу звоню главе поселения. А у кого-то просто семейные неурядицы – тоже надо выслушать, поддержать добрым словом», – рассказывает она. Тут же вспоминает, как 8 июля ходила с букетами ромашек по лучшим семьям села, поздравляла с Днем семьи, любви и верности. И с какой радостью принимали немудреные подарки односельчане.
Особенно выручает энергия и активность депутата там, где нужно приложить совместные усилия, сделать общее дело. Одно из последних, на которые Валентина Петровна вместе с главой поселения собрала сельчан, – уборка сельского кладбища. Казалось бы, никакого депутатства не нужно, чтобы навести порядок, но местных активистов, кроме депутата, не нашлось…
«Депутаты в поселении – это хорошие помощники администрации, ведь удаленность населенных пунктов друг от друга не позволяет, как бы мы ни старались, быстро узнавать о нуждах населения. Депутаты же помогают охватить всех жителей», – говорит глава администрации Савватемского сельского поселения Людмила Попова. Она не только постоянно взаимодействует с народными представителями, но и сама занимается депутатской работой: в марте 2012 года Людмилу Федоровну избрали на должность председателя Ермишинской районной Думы, главы Ермишинского района.
Здесь, на уровне района, депутаты тоже как связующая нить – уже между властью исполнительной, в руках которой главные рычаги, и людьми. Только при таком подходе можно добиться изменений к лучшему – как на уровне всего района, так и отдельно взятого села. «В последние годы идет неплохое движение вперед, – считает Людмила Попова. – Взять хотя бы наше поселение. Хорошо идет газификация. В 2010 году сделали систему водоснабжения в Савватемской школе. Своими силами, с привлечением спонсорских средств, отремонтировали и газифицировали Савватемский ДК, на деньги области – Царевский ДК. Сделали ремонт фельдшерско-акушерского пункта в Савватьме. В прошлом году построили три шахтных колодца, в этом строим еще два».
Больные вопросы, конечно, остаются – это ремонт Власовского ДК и ФАПа в Цареве. Но у Людмилы Федоровны есть уверенность, что и они будут решены. «Мы живем неразрывно со всем районом, чувствуем свою сопричастность ко всем решениям, принимаемым главой администрации, ведь мы – одна команда, стоим плечом к плечу», – делится глава райдумы.
Уровень доверия
Задавшись вопросом о работе муниципальных депутатов, я, честно признаться, думала, что не избегну столкновения с унылой бюрократической рутиной. Однако неожиданно встретилась с очень интересными людьми. Оказывается, они не могут пройти мимо курящих подростков на улице, разбросанного мусора (как Юрий Ефимович), «поют и пляшут» в сельских самодеятельных коллективах (как Людмила Федоровна и Валентина Петровна), они искренне болеют душой за свою малую родину. В статью не вошла значительная часть наших разговоров – о патриотизме, о молодежи, о культуре на селе, о зарастающих лесом полях… Все эти проблемы – сфера ответственности специальных должностных лиц, но внимание к ним депутатов – свидетельство того, насколько широко очерчивают они для себя круг своих забот.
Показательно, что в сельских поселениях уровень доверия населения к муниципальной власти несколько выше, чем в городских. Статистика подтверждает, что на селе люди чаще воспринимают местных глав и депутатов как реальных народных избранников, больше верят в их способность решить проблемы жителей. Наверное, дело в том, что здесь просто чаще смотрят в глаза избирателям, находятся с ними в постоянной обратной связи.
Конечно, нельзя отрицать того, что среди муниципальных депутатов, как и в любой сфере жизни, встречаются разные люди. Одни готовы и любят работать, а кто-то идет в депутаты (заметим, что в подавляющем большинстве случаев это работа на общественных началах) то ли покрасоваться, то ли лоббировать личные интересы, то ли заработать очки на политическом поприще.
Кстати, о политике. Все мои собеседники представляют партию «Единая Россия». Но партийная принадлежность, на их взгляд, в муниципалитетах особой роли не играет. Ведь местное самоуправление – уровень власти максимально приземленный, конкретный, и люди здесь голосуют, как правило, не за идею, а за личность, которая способна решить их проблемы.
Но не стоит забывать и о том, что личные качества народного представителя – это лишь один из факторов, определяющих эффективность его работы. Реальное местное самоуправление невозможно без активности самих жителей, которым небезразлично то, что происходит в их дворе, городе, районе. При равнодушии и пассивности самого населения депутат – человек, находящийся между исполнительной властью и жителями, – не сможет в полной мере представить их интересы. Поэтому, если вам неизвестен ваш представитель в муниципальном законодательном органе, есть повод спросить: «Почему?» – не только его, но и себя…