В октябре в Рязани побывал известный журналист-международник, вице-президент Международной Евразийской академии телевидения, радио и печати, Государственный советник РФ, профессор Академии медиаиндустрии Кипрас Мажейка.
В течение двух дней мэтр отечественного телевидения делился своим опытом с представителями рязанских СМИ, а также студентами отделения журналистики Рязанского госуниверситета имени Сергея Есенина. Несмотря на плотный рабочий график, Кипрас Иозович Мажейка нашел возможность побеседовать с корреспондентом газеты «Рязанские ведомости», подвести итоги работы в Рязани и поделиться впечатлениями от встречи с региональными журналистами.
Р.В. – Что вам больше всего запомнилось за те несколько дней, что вы провели в нашем городе?
К.М. – За 10 лет Рязань заметно подросла и похорошела. Вполне современный город-полумиллионник, имеющий своё неповторимое «лицо». Факт. Больше всего запомнились, конечно же, люди, которые меня окружали, начиная со студентов и заканчивая генеральным директором Издательского дома «Пресса». Как это ни тривиально, но это так. Прежде всего, хочу выразить глубокую признательность организаторам моей поездки в лице Ольги Борисовны Чуляевой – министра печати и массовых коммуникаций Рязанской области и уже упомянутого Александра Николаевича Анитова. Это не только дань вежливости. Скорее – высокая оценка гостя тех усилий, которые были предприняты здесь, на месте, чтобы наша встреча, которая переносилась уже несколько раз, состоялась и мы могли поработать и пообщаться, не дожидаясь лучших времен. Если они настанут… До 21 декабря (смеется) не так уж много времени осталось. Нужно было мне поторопиться с мечтой попасть на родину Сергея Есенина. Я даже от поездки в турецкую Анталию в составе делегации Союза журналистов России отказался, о чём, кстати, ничуть не сожалею.
Р.В. – А что вы можете сказать о профессиональном уровне наших журналистов?
К.М. – Впечатления довольно противоречивые. Если честно. Видел в зале множество «горящих огоньков» в глазах моих молодых слушателей, их желание пополнить багаж знаний по максимуму. Сколько вопросов задавали! Отсматривал видеосюжеты и читал публикации некоторых авторов. Уверен, из таких ребят вырастут настоящие мастера пера, камеры и микрофона. Но в то же время был неприятно удивлен, обнаружив «шедеврик», посвященный мне, на рязанском городском сайте. Один заголовок чего стоит! «Первый экранный супоед Мажейка…» и т.д. Что это, как не типичное проявление провинциала с плохим вкусом «переплюнуть всю Россию» эдакой «оригинальностью»? А сколько «ляпов», смысловых и даже грамматических ошибок в самом тексте?! Я рассказывал о сельском хозяйстве Нидерландов, но безымянному автору почему-то захотелось приписать его Бельгии. Чем занимался он (она) во время семинара, трудно сказать. Во всяком случае, такие скороспелки с претензией на дутую «сенсацию» сильно смахивают на нынче востребованный «журналюгизм». А ведь на наших занятиях достаточно подробно разбирался этот феномен.
Р.В. – Академия медиаиндустрии, советником ректора которой вы являетесь, занимается подготовкой профессиональных кадров для СМИ. Но вместе с этим свои услуги предлагают десятки «высших школ», вузов и коммерческих учебных центров как в Москве, так и в регионах России. Предложение есть, а есть ли спрос?
К.М. – По новейшим опросам социологов, более 80 процентов россиян хотели бы работать не где-нибудь, а именно на телевидении. Представляете себе, что это означает для всех «цеховиков»? Притом 37 процентов респондентов заявили, что предпочли бы роль телеведущих, 38 – ведущих новостей, 26 процентов – музыкальных программ и 19 – различных реалити-шоу. Обратите внимание, 68 процентов опрошенных считают, что нужные навыки для такой работы у них уже есть! С чего бы это? При таких просвещённости и «профессионализме» спрос на его повышение не падает, а только растёт. Особенно если учесть тот факт, что уровень профессионализма самих ведущих, корреспондентов, редакторов и режиссёров, работающих на нашем ТВ, резко упал. А если судить по упомянутой публикации, то и у «пишущей братии» тоже…
Р.В. – В чем причины феномена? Молодые люди исходят из других «параметров», когда идут обучаться профессии? Они полны амбиций и планку желанной цели не опускают ниже понятия «телезвезда»?
К.М. – В этом ничего плохого не вижу. Даже наоборот: сам даю своим студентам установку на то, что они самые одаренные, самые пробивные и работоспособные, самые везучие. Словом, самые-самые. Если мой ученик не поверит в то, что сможет добиться «максимума» и не будет к этому стремиться всеми силами, кто ж тогда поверит в его талант, его исключительность и сумеет разглядеть на небосклоне его «звезду»? Время посредственностей ушло безвозвратно.
Мы живём во времена, когда не просто есть, а осталось место только «подвигу». Если, конечно, человек хочет чего-то достичь. Профессия журналиста и телерепортёра в особенности – это работа на износ. Ты можешь весь день быть на ногах, собирать факты, снимать материал, а ночью обрабатывать собранную информацию. Поэтому нужны выдержка и сила воли. И потом, современный журналист должен уметь применять новые информационные технологии. Иначе успеха ему не видать. А ведь такой симбиоз «гуманитария» с «технарём» в одной творческой персоне ранее считался исключением. А сейчас – правилом!
Р.В. – Телевизионщики вашего поколения, вероятно, никогда не обладали таким разнообразием техники, которое имеется у нынешних «цеховиков» ?
К.М. – Сегодня можно сделать прекрасные сюжеты в цифровом формате даже с помощью мобильного телефона. Что нередко наблюдаем на телеэкране. Не то, что в наше время: берешь кино- или видеокамеру, вставляешь пленку в «Красногорск-3», снимаешь, потом ее обрабатывают и долго мучаются ребята с монтажом. Сам проходил этот этап. Сейчас все намного проще…
Р.В. – Вы не раз говорили о том, что в регионах концентрация творческих личностей и сильных характеров выше, чем в столице. Это дань вежливости или констатация факта?
К.М. – Любой факт можно оспорить. Хотя по определению я и журналист-международник, читай «дипломат», но в данном случае не кривлю душой. Говорю, что думаю на самом деле. Тем более основной контингент на так называемых «продвинутых столичных» телеканалах – вчерашние регионалы. Совсем неудивительно, что в Москву я всегда возвращаюсь, испытав мощную подпитку новыми идеями. Но и это еще не все. В процессе общения со своими слушателями я открыл в региональном журналистском сообществе много других достоинств.
Р.В. – Было бы интересно узнать, каких именно?
К.М. – Это, во-первых, неиссякаемая любознательность, интерес ко всему новому, желание вникнуть в суть вещей, знание местной специфики. Этим «регионалы» сильно отличаются от расслабленных, уставших от гламура либо, наоборот, разгоряченных революционными страстями москвичей. Региональные журналисты внимательнее слушают, лучше запоминают, берут все ценное и полезное на карандаш. Во-вторых, это организаторские способности, присущие многим руководителям, режиссерам и редакторам региональных и муниципальных телерадиокомпаний, с которыми я встречался.
Р.В. – Гении рождаются в провинции, а умирают в Париже?
К.М. – Это может прозвучать банально, но могущество России будет прирастать регионами. Равно как и могущество МЕАТР (Международной Евразийской академии телевидения и радио). Моя позиция такова: надо активно приглашать лучших региональных журналистов и режиссеров в Москву, инкорпорировать их в штат ведущих федеральных каналов и радиостанций. Социальный лифт должен работать, а не простаивать!. Москвоцентризм надо оставить в прошлом. Это становится очевидным всякому, кто, как и я, часто ездит в регионы, получая уникальную возможность посмотреть на проблемы страны из провинции. И я считаю, что мне очень повезло, потому что у столичных жителей, выезжающих все больше за рубеж, такая возможность редко возникает.
Подготовила