11:20 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1901

Ценен для общества

Семья и школа должны заботиться о социальном здоровье юного человека

Взрослые, в первую очередь родители, более всего хотят, чтобы дети были здоровы, беспокоятся об их питании, занятиях физкультурой и спортом. Но есть еще и социальное здоровье, от состояния которого в жизни каждого из нас тоже очень многое зависит. Недавно вышла в свет монография «Социальное здоровье детей и молодежи; методология, теория, практика». С ее автором – директором института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, доктором педагогических наук Ларисой Байковой встретился корреспондент газеты.

Р.В. – Лариса Анатольевна, в вашей монографии представлены основные результаты исследований, проведенных на базе научно-исследовательской лаборатории РГУ имени С.А. Есенина «Школа как развивающаяся система». Что послужило поводом для данного исследования? Что такое социальное здоровье?

Л.Б. – Социальное здоровье – это прежде всего соответствие нравственных ценностей человека и его поведения тем общечеловеческим ценностям, которые приняты в обществе. Оно во многом является и условием, и результатом его социализации и социальной адаптации и по своему содержанию включает в себя психическое, психологическое здоровье, а также сформированные на их основе стремления к самоактуализации, потребности в осуществлении социально значимой деятельности. В сложные 90-годы, когда в обществе происходил бурный пересмотр господствующей идеологии и ценностных ориентиров, в молодежной среде стали проявляться тенденции широкого распространения таких социально опасных заболеваний, как алкоголизм, наркомания, ВИЧ и другие. Это и послужило толчком для исследования социального здоровья детей, подростков, молодежи в начале 90-х.

Р.В. – Исследования велись только сотрудниками лаборатории? Участвовали в них педагоги-практики?

Л.Б. – По проблеме социального здоровья под нашим руководством соискателями и аспирантами выполнены и успешно защищены несколько кандидатских диссертаций. И, конечно же, в деятельности нашей лаборатории принимают участие учителя. Интересная работа проводилась моей аспиранткой Т.В. Ризиной, которая сделала сопоставительный анализ трудовых ценностных ориентаций учащихся старших классов в конце 80-х годов 20 века и начале XXI века в сельских школах Касимовского, Скопинского, Сараевского, Рязанского районов. Сейчас под нашим научным руководством на базе школы №56 г. Рязани действует городская экспериментальная площадка «Профилактика агрессивного поведения учащихся».

Р.В. – То есть, как я понимаю, в процессе научной, исследовательской работы решались и очень важные практические дела.

Л.Б. – Для решения важных практических задач проводятся нами все психолого-педагогические исследования. Совместная деятельность с педагогами-практиками привела к своего рода небольшому открытию: мы разработали показатели социального здоровья трех возрастных групп: подростков; период юности; период ранней взрослости. К каждой указанной выше возрастной группе мы подобрали свои методы диагностики, и теперь в школах можно самостоятельно осуществлять мониторинг здоровья детей. По этим показателям-индикаторам можно выявить группы «социально здоровых», «условно социально здоровых» и «социально нездоровых». И видеть, на каком уровне (социальном, психологическом, психическом) происходит деформация социального здоровья и осуществлять психолого-педагогическую дифференцированную работу с детьми.

Р.В. – Положим, признаки социального нездоровья выявлены. Что вы в первую очередь рекомендуете?

Л.Б. – Социальное здоровье, как я уже говорила, связано с ценностными, смысложизненными ориентациями ребенка, его потребностью саморазвиваться, самоактуализироваться, действовать и жить на благо социума – семьи, школы, города, региона, страны, планеты, наконец. А это возможно только в активной социально значимой деятельности. Почему кризис социального здоровья начал развиваться с 90-х годов? Потому что с этого времени стала разрушаться система детских общественных организаций. Стремление ребенка взрослеть и самоутверждаться оказалось в вакууме. Не случайно так популярны сейчас идеи социальных проектов, общественных организаций, участвуя в которых, ребенок мог бы ощутить, что он нужен не только самому себе, но и сообществу. Набирает силу благотворная тенденция создания крупных детских организаций, где под одной крышей собираются, скажем, региональные объединения. Подросткам свойственен максимализм, они хотят видеть себя в большом пространстве, что связано сейчас и с компьютерными технологиями. К тому же в большой организации – более широкий и многообразный круг социально значимой деятельности.

Р.В. – Но так называемые «трудные» дети никогда особенно и не льнули к общественным организациям.

Л.Б. – Термин «трудные» возник потому, что взрослым трудно с ними работать. А это чаще всего дети очень творческие, независимые, с неординарным мышлением, всякая рутина им скучна. И когда организация создается лишь для отчетности, формы, то таких детей она не привлекает. Но следует иметь в виду: если ребенок не попадает под воздействие умных взрослых, он неминуемо окажется под влиянием своих ровесников, которые утверждаются социально неприемлемыми средствами.

Р.В. – Сейчас заговорили об эпидемии подростковых самоубийств. С чем они могут быть связаны?

Л.Б. – Это все та же проблема – социальное нездоровье подростка, которое усугубляется индивидуальными сложностями в психической, психологической сферах. Когда ребенок не находит сферы применения своих сил, не сбываются его мечты, нет условий для самореализации, а рядом нет взрослого друга, который мог бы все объяснить, – например, что разные жизненные драмы случаются у всех, что неразделенная любовь, предательство и другие больно ранящие сердце события переживаются почти каждым человеком – тогда и происходит необратимый душевный надрыв, слом. Ребенок не видит приемлемого для него выхода из сложившейся ситуации. К тому же такие трагические действия провоцируются часто Интернетом.

Р.В. – Вы сказали о взрослом друге… Это должен быть прежде всего родитель. Но семья сейчас тоже испытывает кризис. В помощь ей государство намерено создать социальный патронат (проект соответствующего документа лежит в Госдуме), но наше общество буквально против него восстало.

Л.Б. – Социальный патронат воспринимается как новинка, а потому с опаской. Но разве раньше ничего подобного не было? Приезжая в есенинское Константиново, вы разве не слышали, что отец и мать маленького Сережи уехали в Москву на заработки, а мальчика взяли под свою добрую и заботливую опеку бабушка и дедушка? А еще был сельский священник, который помогал подростку, мудрый школьный наставник, который всячески поощрял его занятия стихосложением… Разве все это не своего рода социальный патронат, который возместил недостачу родительского внимания и дал возможность будущему великому русскому поэту стать таковым? Социальные работники очень нужны в обществе. В нашем институте психологии, педагогики и социальной работы мы открыли направление «Социальная работа» и готовим бакалавров и магистров.

А каким будет закон о социальном патронате, все ли в нем будет четко определено, чтобы не допустить нарушения конституционных прав родителей, разработают ли законодательный механизм для осуществления в жизни всех добрых намерений – все это пока большой вопрос.

Р.В. – В спорах о социальном патронате часто слышится термин «общественное воспитание». Не могу не вспомнить, как популярен он был в 70-80 годах, когда всячески внедрялась школьная «продленка». В 90-е годы стали ратовать за «возвращение ребенка в семью» и появилось недоброжелательное словечко «продлюга»… Под каким углом смотрится продленный школьный день с точки зрения социального здоровья?

Л.Б. – У нас такая позиция: организация досуга ребенка должна также способствовать укреплению и развитию социального здоровья. «Продленка» когда-то была спасением для многих родителей, в том числе и для меня. Где-то нужна она и теперь, и родительский комитет в школе может внести предложение по организации «продленных» групп, главным образом, для того, чтобы дети под присмотром педагогов выполняли домашние задания, вовлекались в разнообразную творческую деятельность. Наше образование развивается, внедряются новые федеральные государственные стандарты общего образования. Они нацелены не только на изучение школьных дисциплин, но и развитие дополнительного образования, которое теперь столь же значимо, как и учебный процесс. Предусмотрены и будут открыты различные факультативы, объединения, кружки, секции, в которых дети станут реализовывать себя, творя добро, а не разрушая его. А человек-созидатель всегда социально здоров.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 211 (4262) от 13 ноября 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Пополнил коллекцию своих престижных наград образцовый театр костюма «Кокетка» Подвязъевского Дома культуры Рязанского района (художник-постановщик – Наталья Секач)
Подъем по служебной лестнице
Когда рязанцы ждут карьерных высот?
Читайте в этом номере: