Что водится на берегах мещёрских рек, на опушках ее лесов? Там, где остров Ватажный да остров Добрынин? Богатыри да русалки. Только надо их увидеть. Художник Виктор Шелудяков на выставке в доме-музее И.П. Пожалостина в Солотче (филиале Рязанского художественного музея) наряду с реалистическими работами представил фантазийные.
«Завтрак на траве» (техника – темпера на бумаге), почти как у Клода Моне. Только завтракает сам художник с Ильей Муромцем на острове Ватажном. Распивают медовуху (на острове есть пчельник), рядом – прекрасная дева. А что? Карачарово не так уж и далеко. А на другой работе (тоже темпера) богатырь будто дремлет внутри острова, но тут происходит преломление времени и пространства, и в небе появляется летающая тарелка… Есть на выставке и русалки (тушь, перо) – красивые, изящные…
Родился Виктор Шелудяков 75 лет назад на этой загадочной мещерской земле, в селе Большие Пекселы, и постоянно туда приезжает работать, черпать вдохновение. Виктор Сергеевич – один из лучших рязанских графиков и очень скромный человек: нынешняя выставка в Солотче… первая персональная. А ведь он настоящий профессионал, участник международных, всесоюзных, республиканских, межрегиональных, групповых выставок. Многие его работы находятся в собрании областного художественного музея.
Дипломной работой Виктора Сергеевича в Московском полиграфическом институте была серия иллюстраций к книге Джона Хантера «Охотник». Этот цикл получил в 1967 году бронзовую медаль на выставке творческих вузов столицы и потом с успехом экспонировался на Международной выставке книжной графики в Москве. Эти графические листы можно увидеть и на нынешней выставке. После окончания вуза Виктор Шелудяков приехал в Рязань, преподавал два года на открывшемся в художественном училище отделении промышленной графики. А затем работал, выражаясь современным языком, в сфере дизайна.
И сразу же после института начал рисовать людей Мещеры, тружеников. Тракторов тогда было мало, работали на полях, в основном женщины. Их он и изобразил в цикле «Труженики Мещеры». В графических листах (тушь, перо, карандаш) – не просто картинки труда, а красивый эпос, сказание о людях. В это же время он начал серию «Мещерский край» – о густых, дремучих лесах своей родины. Это не просто изображения лесной чащи: в том, как молодая поросль пробивается сквозь старые деревья, заложен философский смысл. И этот цикл есть на выставке: Виктор Сергеевич из скромности представил много ранних работ – и приберег последние.
Его рисунки и гравюры завораживают: одинокая сосна, стоящая на острове Ватажий, будто упирается в небо, ее крутят вихри: не это ли символ мощи человеческого духа? Вздымаются окские волны: что заставило их взбунтоваться? Цветная работа темперой: Старая Рязань до Батыева нашествия. Художник попытался представить (на основе имеющихся научных данных), как выглядел город и его жители.
Но экспозиция удивляет не только высочайшим уровнем профессионализма и разнообразием сюжетов. Виктор Сергеевич до сих пор активно работает в технике ксилографии (гравюры на дереве), которая сейчас непопулярна. Представлены также рельефы – художник с детства занимается резьбой по дереву. Одна из работ – Троица. Сам Виктор Сергеевич на открытии выставки провел увлекательную экскурсию по экспозиции для ее первых посетителей – юных кружковцев Дворца детского творчества г. Рязани.
Высочайший профессионализм и рельефов, и графики отметил на вернисаже председатель Рязанского отделения Союза художников России скульптор Алексей Анисимов. Он предложил провести более масштабную выставку Виктора Шелудякова в Рязани. А заместитель директора Рязанского художественного музея Ирина Денисова, учившаяся у Виктора Шелудякова в РХУ, не только сказала теплые слова о юбиляре, но и отметила значение выставки для музея:
– Мы стараемся проводить в доме-музее И.П. Пожалостина, выдающегося гравера, во-первых, выставки, связанные с мещерской темой, во-вторых, выставки графических произведений, где зрители могут познакомиться с самыми разными техниками, материалами, с которыми работают художники-графики. Виктор Шелудяков изображает Мещеру, делает и гравюры, и рисунки тушью, пером, карандашом, темперой на бумаге. Он показывает широкий спектр возможностей графики.