02:16 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2319

Богатырские сосны

Люди и природа в графике Виктора Шелудякова

Что водится на берегах мещёрских рек, на опушках ее лесов? Там, где остров Ватажный да остров Добрынин? Богатыри да русалки. Только надо их увидеть. Художник Виктор Шелудяков на выставке в доме-музее И.П. Пожалостина в Солотче (филиале Рязанского художественного музея) наряду с реалистическими работами представил фантазийные.

«Завтрак на траве» (техника – темпера на бумаге), почти как у Клода Моне. Только завтракает сам художник с Ильей Муромцем на острове Ватажном. Распивают медовуху (на острове есть пчельник), рядом – прекрасная дева. А что? Карачарово не так уж и далеко. А на другой работе (тоже темпера) богатырь будто дремлет внутри острова, но тут происходит преломление времени и пространства, и в небе появляется летающая тарелка… Есть на выставке и русалки (тушь, перо) – красивые, изящные…

Родился Виктор Шелудяков 75 лет назад на этой загадочной мещерской земле, в селе Большие Пекселы, и постоянно туда приезжает работать, черпать вдохновение. Виктор Сергеевич – один из лучших рязанских графиков и очень скромный человек: нынешняя выставка в Солотче… первая персональная. А ведь он настоящий профессионал, участник международных, всесоюзных, республиканских, межрегиональных, групповых выставок. Многие его работы находятся в собрании областного художественного музея.

Дипломной работой Виктора Сергеевича в Московском полиграфическом институте была серия иллюстраций к книге Джона Хантера «Охотник». Этот цикл получил в 1967 году бронзовую медаль на выставке творческих вузов столицы и потом с успехом экспонировался на Международной выставке книжной графики в Москве. Эти графические листы можно увидеть и на нынешней выставке. После окончания вуза Виктор Шелудяков приехал в Рязань, преподавал два года на открывшемся в художественном училище отделении промышленной графики. А затем работал, выражаясь современным языком, в сфере дизайна.

И сразу же после института начал рисовать людей Мещеры, тружеников. Тракторов тогда было мало, работали на полях, в основном женщины. Их он и изобразил в цикле «Труженики Мещеры». В графических листах (тушь, перо, карандаш) – не просто картинки труда, а красивый эпос, сказание о людях. В это же время он начал серию «Мещерский край» – о густых, дремучих лесах своей родины. Это не просто изображения лесной чащи: в том, как молодая поросль пробивается сквозь старые деревья, заложен философский смысл. И этот цикл есть на выставке: Виктор Сергеевич из скромности представил много ранних работ – и приберег последние.

Его рисунки и гравюры завораживают: одинокая сосна, стоящая на острове Ватажий, будто упирается в небо, ее крутят вихри: не это ли символ мощи человеческого духа? Вздымаются окские волны: что заставило их взбунтоваться? Цветная работа темперой: Старая Рязань до Батыева нашествия. Художник попытался представить (на основе имеющихся научных данных), как выглядел город и его жители.

Но экспозиция удивляет не только высочайшим уровнем профессионализма и разнообразием сюжетов. Виктор Сергеевич до сих пор активно работает в технике ксилографии (гравюры на дереве), которая сейчас непопулярна. Представлены также рельефы – художник с детства занимается резьбой по дереву. Одна из работ – Троица. Сам Виктор Сергеевич на открытии выставки провел увлекательную экскурсию по экспозиции для ее первых посетителей – юных кружковцев Дворца детского творчества г. Рязани.

Высочайший профессионализм и рельефов, и графики отметил на вернисаже председатель Рязанского отделения Союза художников России скульптор Алексей Анисимов. Он предложил провести более масштабную выставку Виктора Шелудякова в Рязани. А заместитель директора Рязанского художественного музея Ирина Денисова, учившаяся у Виктора Шелудякова в РХУ, не только сказала теплые слова о юбиляре, но и отметила значение выставки для музея:

– Мы стараемся проводить в доме-музее И.П. Пожалостина, выдающегося гравера, во-первых, выставки, связанные с мещерской темой, во-вторых, выставки графических произведений, где зрители могут познакомиться с самыми разными техниками, материалами, с которыми работают художники-графики. Виктор Шелудяков изображает Мещеру, делает и гравюры, и рисунки тушью, пером, карандашом, темперой на бумаге. Он показывает широкий спектр возможностей графики.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 211 (4262) от 13 ноября 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Урок «махрового» джаза

Из неопубликованного

На окской поэтической волне

Отечества отважный сокол
Гвардии полковник, летчик дальней авиации времен Великой Отечественной войны Иван Дмитриевич Кокин в минувшее воскресенье отметил 90-летие со дня рождения
Сюрпризы от «Рязани-ВДВ»
Рязань. Сегодня на поле стадиона «Спартак» очередной матч чемпионата России по футболу среди женских клубов проведет «Рязань-ВДВ». Наша команда встретится с неоднократным чемпионом ...
Читайте в этом номере: