«Сдадут ребенка на хранение в школу, и душа у них не болит» – так часто говорят о нерадивых родителях. Менее беспечные матери и отцы беспокоятся всегда. Конечно, учитель головой отвечает за каждого своего ученика. Но хватит ли у педагога сил, чтобы сделать образовательную среду абсолютно для всех комфортной?
Проблемы психологического самочувствия детей в школе были всегда, но в последние десятилетия они усложнились. Окружающий мир стал, что называется, более «безумным» (взять хотя бы недавний расстрел в фармацевтическом офисе в Москве), а полностью изолировать от него школу невозможно. Как сберечь детей от душевных травм? Или, по крайней мере, смягчать их воздействие? Педагогическая наука ищет ответы на эти вопросы. В данном направлении работают и специалисты рязанского муниципального Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.
Об их работе начальник управления образования администрации г. Рязани Виталий Еремкин рассказывал недавно на областном фестивале образовательных учреждений, которые занимаются опытно-экспериментальной и инновационной деятельностью. Прозвучавшие в его докладе «боевые» термины – «школьные антикризисные подразделения», «мобильные антикризисные группы» и другие – были далеко не всем знакомы.
Хотя «кризисы», или, как их чаще именуют, ЧП, в школах всегда имеют место быть. Отопительную трубу прорвало, мальчишки жестоко подрались – это вам не ЧП? Учителя, как правило, бросаются грудью на амбразуру, но на первых порах получается порой бестолковщина: отвечают за детей все, но за данный момент – кто конкретно?..
Всем бедам беда – это захват школы в Беслане. Конечно, учителям перед бандитами не устоять, но быть такими беспомощными?..
Как вспоминает директор Центра ПМС-сопровождения Ирина Вознесенская, именно Беслан заставил специалистов этого учреждения вплотную заняться проблемой психологической безопасности в школах. Тогда и возникла идея создания школьных антикризисных подразделений – постоянно действующей движущей силы, которая могла бы организованно противостоять случившемуся. Подразделения были созданы в рязанских школах номер 8, 37, 38, 67, 68, которые объединили в сетевую городскую экспериментальную площадку.
Эксперимент показал, что дело это нужное, хорошее. Каждый участник группы получил некоторые полезные знания, имел представление о том, чем в случае «кризиса» должен заниматься. Одной из «первых скрипок» в группе был школьный психолог. Школе ведь приходится бороться не только с внешними напастями, но и внутренними. У кого-то из учащихся трагедия в семье. А бывает, что в классе кто-то умер. Тут для учителя вопрос: концентрировать на этом внимание детей или нет? Для некоторых это такое потрясение! Был человек – и нет. Зачем тогда учиться?..
Нужен, очень нужен психолог в школе. Но как раз психологов-то здесь по известным причинам недавно посокращали.
Возможно, данное обстоятельство и послужило причиной того, что на втором этапе эксперимента, когда стало ясно – школьные антикризисные службы хорошо себя зарекомендовали и оправдали, решено было создать при Центре ПМС-сопровождения единую мобильную антикризисную группу. Ее организовали из психологов и социальных педагогов, которым постарались усовершенствовать «кризисные компетенции». В помощь привлекли коллег из партнерской организации немецкого города Мюнстера, которые дважды проводили обучающие семинары в Рязани и делились имеющимся у них опытом работы, увы, в трагических ситуациях применения оружия в школах.
Что сделано мобильной антикризисной группой к сегодняшнему дню? Подготовлен комплект памяток, карт наблюдений, алгоритмов действий и других информационно-методических материалов для различных ситуаций. Есть уже небольшой опыт оказания помощи школам, к счастью, в локальных кризисных случаях.
С января этого года группа выпускает электронное периодическое издание «Школа без опасности». Цель его – привлечь внимание учителей и родителей к потенциально опасным явлениям, а также подсказать, что делать для их предотвращения. Электронные выпуски были на темы детского суицида, смерти сверстника, буллинга в школе и другие.
Мало понятное пока многим английское слово «буллинг» означает травлю, насилие, запугивание в подростковой среде. Явление это существовало всегда как способ самоутверждения личности в определенный возрастной период. Опираясь на опыт школьных антикризисных подразделений, Центр ПМС-сопровождения предложил в конце прошлого учебного года объединить шесть школ Рязани (номера 6, 13, 22, 25, 60, школу-интернат №1) в еще одном профилактическом проекте. Он предусматривает создание в каждом из этих учебных заведений школьных отрядов посредников из числа педагогов и учащихся. С сентября этого года проект стартовал, школьные посредники должны теперь стараться каждый конфликт направлять в конструктивное русло.
Если обратиться к опыту прошлых лет, то можно, наверное, сказать: раньше роль посредников исполняли органы пионерской и комсомольской организаций. Правда, они часто лишь «давили на сознание», но главным образом старались занять ребят интересным и общественно значимым делом. Пусть подростки самоутверждаются, но в хорошем и добром. Не зря сейчас многие ратуют за воссоздание в нашей стране крупных общественных детских организаций.
Однако нельзя пренебрегать и тем хорошим опытом, который накоплен психологами. Правда, не столько нашими, сколько зарубежными. Рязань традиционно многие годы поддерживает связи с Мюнстером. Сотрудники школьной психологической консультации этого города разработали программу ранней профилактики насилия и экстремизма в образовательной среде – «Волшебный круг». Известно, что программа эта многие годы успешно осуществляется в городе-побратиме, не могли пройти мимо нее и рязанцы. Теперь есть проект «Волшебный круг Рязани», который реализуется с прошлого года. На недавнем педагогическом семинаре в рязанской школе №14 показывали, как ведется «кружковое» занятие. Ничего вроде бы особенного: сидят себе ребятишки с учителем вокруг стола и «калякают» о том о сем. Но педагог должен построить разговор так, чтобы участвовали в нем все дети и чтобы каждый из них чувствовал себя и умным, и нужным. Чтобы «круг» становился «волшебным», учителей надо готовить. Первый этап подготовки уже прошел, наступил второй – «Волшебный круг: широкое внедрение». Специалисты рязанского Центра ПМС-сопровождения уверены: новая методика, включенная в образовательный процесс рязанских школ и детских садов, будет способствовать повышению здесь уровня психологической безопасности, поможет преодолевать разного рода разногласия, предупреждать психоэмоциональные проблемы, деструктивные формы поведения.
Но дело не только в этом. Российская школа, в корне перестраиваясь, осваивает новые образовательные стандарты. Учиться и учить по-новому сложно. И здесь школе также нужна помощь психологов. Но на данную тему мы поговорим в следующий раз.