На экспериментальной сцене «Черный кабинет» состоялась премьера «загадочной истории в 3-х картинах» «Дочки-матери» по пьесе популярного украинского драматурга Александра Марданя.
Режиссер-постановщик – Маргарита Шумилова, художник-постановщик – Наталья Бокова, автор музыкального оформления – Ануш Аветисян.
Перед нами воссоздана стандартная квартира. Слева – холодильник и кухонные принадлежности, в глубине – комод, справа – диван, по центру – стол. Мелкие подробности быта не случайны: таков сам характер пьесы и спектакля. Персонажи то делают вареники, готовят иную пищу, то заняты другими хозяйственными делами или говорят по телефону. И ведут обыденные разговоры в быстром темпе, иногда на грани грубости.
И тем не менее этот спектакль, в котором всего две героини, – только для взрослых. Ведь речь идет о двух проститутках, которые по желанию клиента должны сыграть мать и дочь. Затем им кажется, что клиент умер, и они решают проблему, как спрятать труп, – попутно выясняя, кто из них виноват в смерти мужчины. За эту ночь они сближаются: рассказывают друг другу о тяжелых обстоятельствах, которые толкнули их на путь проституции.
Критическая ситуация (хотя клиент потом «ожил») подводит героинь к решению «завязать». В финале пьесы Марданя в дверь стучится сутенер с компанией подручных, а женщины, решившие затаиться, случайно включают музыку. В рязанском спектакле все более радужно: слезы на глазах у породнившихся женщин, затем совместный просмотр семейного фото на диване. Начало новой жизни.
«Мать» играет Татьяна Петрова. Видно, что ее Валентина – образованная женщина, горячо любящая родную дочь, и мать, которая лишь из-за трагических обстоятельств недавно встала на скользкий путь. И ее резкость – нарочитая, за ней женщина скрывает доброту. Ситуация, когда в ее доме должно произойти «грязное» событие, сильно травмирует Валентину.
«Дочь» Катя в исполнении Ирины Петюкевич, недавней выпускницы Ярославского театрального института (рязанский курс), – циничная деловая особа, которая хочет устроиться в жизни, не прикладывая серьезных усилий. Но внутри ее еще жива девчонка, страдающая из-за распада семьи родителей, желающая человеческого тепла.
После спектакля Маргарита Шумилова рассказала, что не считает пьесу «чернухой», но из текста она убрала «пошловатую» лексику. «Меня привлекла хорошая драматургия и сама тема, – рассказала режиссер. – Из чего делать добро, если кругом зло? Из зла и делать. Надо выжить. Тот финал, который мы придумали, – это редкий финал сегодня, когда кругом скептицизм, ложь. Работать было интересно, мы друг у друга учились. У молодых актрис одни плюсы, у опытных – другие».