Действо по нанесению такого клейма – прямо какое-то солдафонское, достойное прежнего министра обороны, который хоть и был лицом гражданским, но отличался отменной грубостью. В Министерстве образования России работают сейчас люди не грубые, но, я бы сказала, утонченно технократические. Поэтому некоторые из них считают, что всякую там педагогику, которую рукой не потрогаешь, можно вполне заменить рядом определенных манипуляций. Вместо образования – школьные услуги. Директор – не «учитель учителей», как принято в отечественной традиции, а на западный манер – скажем, менеджер по школьному процессу.
Проблема эффективности вузов – очевидная. Мы все давно мечтали о том, чтобы «прихлопнули», наконец, самодеятельные, никчемные «институты» и «филиалы», только позорящие высшее образование. В Министерстве захотели вроде бы копнуть глубже. Но взяли одну на всех опять же технократическую «гребенку», «причесали» и – о конфуз! – в «черном списке» «неэффективных» оказались многие творческие вузы. Отчитываясь перед депутатами Госдумы, министр образования Д.Ливанов успокаивает народ: вузы, которые реализуют образовательные программы в области искусства, культуры, спорта, которые связаны с узкопрофессиональной подготовкой специалистов в определенных сферах деятельности, будут исключены из перечня тех, что признаны неэффективными, а значит, не станут реорганизовываться или закрываться. Слава Богу! Однако все мы имели возможность убедиться в том, что Министерство образования не склонно тонко разбираться, в чем разница между одним вузом и другим, между техническим делом и гуманитарным.
Может быть, именно поэтому чиновников от образования пока никак не удается убедить, что школьный предмет «литература» никак не для технического ЕГЭ. Впрочем, в новых стандартах для старшей школы этого предмета вообще нет. А есть – русская словесность, объединяющая русский язык и литературу. По мнению многих учителей, это может привести к потере статуса каждого из предметов. Против такого слияния яростно выступали летом этого года участники Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы. Министерство образования на это никак не среагировало. Речь о принижении литературы как предмета, уменьшении часов на ее изучение в школе снова недавно зашла, теперь уже на встрече Наталии Солженицыной с Президентом России. Однако и после этого – никакой внятной, а тем более положительной реакции.
Зато видны результаты технократического правления в нашем образовании. Декан филфака МГУ М.Ремнева считает: «Еще никогда к нам не приходили такие тупые студенты, не умеющие связать двух слов» (газета «Московские новости»). Газета «Известия» недавно сообщила, что ввиду «негативной динамики результатов» Россия отказывается от участия в международном тестировании школьников. Отсутствие полноценных занятий литературой и школьного выпускного сочинения лишает наших учащихся способности к образованию логических связей – так считают организаторы тестирования, и здесь есть над чем горько задуматься.