Официально он носит название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства». В сентябре этот проект прошел в Госдуме первое чтение.
Однако, по мнению общественности, он несет в себе как социально значимые положительные начинания, так и весьма спорные положения.
Во многих регионах России прошли протестные мероприятия против внедряемой в России ювенальной юстиции и законопроекта о социальном патронате, в частности.
Его обсуждение прошло на заседании экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Рязанской области. Ранее рабочая группа, созданная из членов экспертного совета, разработала ряд поправок к федеральному законопроекту.
Основная претензия к законопроекту заключается в том, что определение понятия «социальный патронат», данное в проекте, совпадает с понятием «деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в статье 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Таким образом, во многом дублируются их функции.
Кроме того, в законопроекте используются неопределенные, допускающие неоднозначное толкование термины: «семья, находящаяся в социально опасном состоянии», «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», «нормальное воспитание и развитие», «отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего», «достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав».
– Я полностью согласна со словами Уполномоченного по правам ребенка в РФ Павла Астахова, который отметил, что благая в своей основе идея установления социального патроната над неблагополучной семьей может дать обратный результат. Непродуманные формулировки создают правовые возможности для произвольного вмешательства государственных органов в семью, – сказала Уполномоченная по правам ребенка в Рязанской области Екатерина Мухина. – Тем самым будут нарушены права родителей на воспитание своих детей, прописанные в Семейном кодексе РФ. Главная функция социального патроната должна быть в сопровождении, поддержке и опеке нуждающейся семьи, а не в ее разрушении.
По мнению участников обсуждения, отсутствие объективных критериев оценки может повлечь необратимые для семьи последствия, привести к ее окончательному разрушению, обречь детей на сиротство. Такие законодательные формулировки способны сделать многих заложниками субъективного мнения конкретного чиновника из муниципальных органов опеки и попечительства.
– Этот законопроект вызывает у меня много опасений, хотя такой закон нужен, – отметил председатель комитета по социальным вопросам и демографии Сергей Исаков. – Для российского общества принятие подобных законодательных актов без тщательной проработки опасно. Наши дети нуждаются в защите, и не все родители осознают меру своей ответственности. Но за службами опеки и попечительства также нужен жесткий контроль, чтобы не допустить неоправданного постороннего вмешательства в семью.
На заседании сошлись во мнении, что необходимо расширить круг обсуждения законопроекта и внести в него предложенные поправки перед его окончательным принятием. По результатам обсуждения принято заключение, которое будет передано в Государственную Думу РФ.