Готовность преподавать на метапредметном уровне должны были продемонстрировать 27 участниц областного этапа конкурса «Учитель года-2010». Это и стало, как объясняют организаторы нынешнего, 20-го по счету, конкурса, одним из нововведений учительского соревнования, и в тоже время основным требованием конкурса Всероссийского.
Проректор по научно-методической работе Рязанского института развития образования, член оргкомитета конкурса Александр Миловзоров популярно объяснил, что же такое метапредметность и зачем она нужна современному учителю:
– Новые стандарты образования заставляют нас по-другому посмотреть на учебный процесс. От учителя требуется не просто дать детям знания по математике, физике, химии, но и научить ребенка думать. Другими словами, знания у ребенка должны сложиться в целостную картину мира. Отсюда – и особое требование к урокам, во время которых педагоги обязаны были показать, как они формируют у ученика видение картины мира в целом. Это и есть метапредметность.
Метапредметные понятия, такие например, как звук и цвет, время и пространство, схема и рисунок, распределялись между участницами конкурса путем жеребьевки за день до учебного занятия. Сложность заключалась в том, что эти самые понятия педагоги должны были как бы внедрить в уже готовый урок накануне.
Заметим, что помимо «испытания метапредместностью» участниц областной этап конкурса «Учитель года России-2010» ждали еще несколько педагогических сюрпризов. К традиционным конкурсным заданиям, таким, как визитная карточка, методический семинар, учебное занятие, добавились классный час и родительское собрание. И снова задания были усложнены. Дело в том, что учителя были готовы сразу к трем классным часам на различные темы; и только за 15 минут до занятия сами ученики выбирали одну из трех тем.
Шестерке суперфиналистов достались еще два непростых испытания – мастер-класс с участием школьников, коллег-педагогов и родителей, а также открытая дискуссия, где конкурсанты обсуждали проблемы современного образования. Может ли нынешняя школа сохранить здоровье школьника? Содержание школьного образование – понемногу обо всем или все о немногом? Как разглядеть и поддержать детские таланты? Эти вопросы уже сами по себе предполагали разность мнений, однако в формат дискуссии суперфиналисты включились не сразу. Дискуссия чуть было не свелась к отчету о том, как эти направления реализуются в тех или иных школах. Но когда разговор коснулся разницы в возможностях обучения, воспитания и развития в городских и сельских школах, здоровья учителя как обязательного условия здоровья школьников, дискуссия оживилась и вошла в нужное русло.
Зачем же так много разноплановых испытаний было приготовлено для педагогов в этом году? С этим вопросом мы снова обратились к Александру Миловзорову. Он сказал, что, безусловно, участникам нынешнего конкурса было гораздо сложнее, чем участникам конкурсов предыдущих. В то же время им стало интереснее, поскольку новые творческие задания позволили педагогам показать себя с разных сторон, а жюри – оценить все аспекты работы конкретного учителя. К тому же условия нынешнего конкурса, ставшего более многогранным, были максимально приближены к формату Всероссийского конкурса «Учитель года».