Например, на торжественном приеме у губернатора, где вручали почетный знак «Родительская доблесть», который является наградой парной. Пообщавшись с одним из награжденных мужчин – военным, который с супругой воспитывает шесть дочерей и одного сына, невольно подумала о том, что роль таких вот отцов в нашем обществе явно недооценивается. Вспомните, как часто нам приходится слышать такие устоявшиеся выражения, как «материнство и детство», «мать и дитя», «материнский подвиг», «комиссия по делам семьи и женщин» и т. д. и т. п. И все реже говорится сегодня об отцовском долге, отцовском подвиге или ответственном отцовстве. Почему-то принято считать, что ребенку без мамы плохо (что, безусловно, не поддается никакому сомнению). А без отца?..
Не хотелось бы намеренно сгущать краски, но есть стойкое ощущение, что отношение самих мужчин к отцовству как к жизненному делу второстепенной важности является следствием сформировавшихся в обществе стереотипов. Основными показателями мужской состоятельности считаются успешная карьера, хороший заработок, наличие собственной квартиры и машины. С этим, конечно же, никто не спорит и не отнимает у мужчин их главной функции – добытчика. Но почему-то создание семьи и рождение детей находится в этом списке едва ли не на последних позициях. И самое печальное, если верить многочисленным сообщениям СМИ, заинтересованность в детях у мужчин появляется зачастую только в ходе бракоразводного процесса, когда дело доходит до выяснения отношений с бывшей женой. Ребенок в этом случае становится инструментом мести, а широкая огласка таких историй создает в обществе образ отца-агрессора.
В отсутствии какой-либо пропаганды ответственного отцовства, вероятно, кроется отчасти и проблема неполных семей, где, как правило, мама в одиночку воспитывает детей. В такой семье мальчик, не видя перед собой достойный отцовский пример, может подумать, что мужская составляющая семьи и вовсе не обязательная, и станет проецировать это на свою дальнейшую жизнь. Хотя, конечно, иной раз такие отцы попадаются, что лучше б их вообще в семье не было.
Кстати, о матерях-одиночках. Как-то довелось услышать любопытное мнение о том, что это понятие совершенно не подходит к женщине, которая растит ребенка без мужа. Потому как, когда женщина имеет дитя, она уже изначально не одинока. А вот мужчину, который не принимает участие в воспитании своих детей, и следует считать одиночкой! Исходя из этой теории, можно предположить, что по просторам нашей необъятной Родины разгуливают миллионы таких вот «отцов-одиночек».
Ну а если без шуток, то количество мужчин, без жены воспитывающих детей, в России до сих пор точно неизвестно. По одним данным их более 300 тысяч, по другим – около 800 тысяч. Да и такое понятие, как «одинокий отец», законодательно в нашей стране не закреплено. Отсюда и большая бесправность отцов-одиночек по сравнению с матерями-одиночками.
Это обстоятельство особенно ярко высветил освещавшийся в СМИ прецедент, когда одинокому отцу двоих детей Александру Афанасьеву из Нефтекамска ценой невероятных усилий удалось буквально отвоевать право на материнский капитал, который, между прочим, также именуется «семейным». Чем не пример ответственного отцовства? Жалко, правда, что подвиги отцу приходится совершать в борьбе с нашей бюрократической системой.