21:03 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2288

Широкая натура

Учитель для новой школы… Чем он будет нов? Что обнадеживает в планах его подготовки, а что вызывает сомнения? Своими мыслями об этом делится директор института психологии, педагогики и социальной работы РГУ им. С.А. Есенина Лариса Анатольевна Байкова:

– Я сразу приняла проект «Наша новая школа». Потому что мечтала о такой. Новой во всем: например, в архитектуре. Чтобы в такой школе были просторные аудитории, спортивный зал и спортивная площадка, бассейн и зимний сад… Чтобы в первой половине дня в ней можно было проводить учебные занятия, а во второй – творческие, чтобы и столовые были хорошие, и разные уютные уголки были для отдыха детей и взрослых. Учитель в новой школе не столько учитель-предметник, а творческая, широкая натура, которая может увлечь своим предметом, выходя за рамки этого предмета. Скажем, учитель географии. Он не только преподает ее, но и ходит с детьми в походы, изучает экологию своего края. Вместе с ребятами разрабатывает проекты, сохраняющие природу, животных, растения… Вы спросите, так ли уж это ново?.. Конечно, и раньше были увлеченные, творческие учителя, и они есть. Я думаю, к таким педагогам прежде всего относятся участники и победители конкурсов «Учитель года» и других творческих учительских состязаний. Но, как мне кажется, и лучшие наши педагоги, и все остальные таили и таят в своей душе некую зажатую обиду за то, что общество не выполняет перед ними своих обязательств, не создает необходимых условий, чтобы они могли раскрыться в полную силу. Желает много лучшего и материальная база нашего образования, некоторые школы находятся прямо-таки в плачевном состоянии.

Я думаю, власть понимает, что реализовать проект «Новая школа» малыми средствами не

удастся. Поэтому, наверное, пока придерживаются, не публикуются образовательные стандарты для основной и средней школы – далеко не все для их реализации готово. Известны лишь стандарты для младшей школы, но вводиться они будут только с 2011 – 2012 учебного года.

И конечно, важнейшая проблема – учительские кадры для новой школы. Федеральный государственный образовательный стандарт по подготовке учителя мы недавно, наконец, увидели. В нем много нового, интересного, радующего. Есть и то, что вызывает сомнение.

Прежде всего следует сказать, что при введенной теперь двухуровневой подготовке в вузах стандарт «педагогическое образование» подразумевает бакалавриат, то есть четырехгодичное обучение. Радует, что есть основная образовательная программа, а есть и курсы по выбору и их много. И студент должен обязательно эти курсы набрать, чтобы иметь широкий круг знаний. Это поможет ему приобрести у школьников авторитет яркой, интересной личности, позволит быстрее и успешнее вписаться в учительский коллектив, тем более, что школы сейчас в своей деятельности имеют разные направления: например, эстетическое, спортивное и другие.

Огорчает в новом стандарте то, что предусмотрено значительное, в полтора раза, сокращение школьной практики. Сегодня, когда мы готовим специалистов, а не бакалавров, наши студенты проходят школьную практику на четвертом и пятом курсах. По бакалавриату положена лишь одна практика. Чем это объяснить – не понимаем. Честно говоря, ожидая довольно долго учительский стандарт, мы думали, что задержка происходит из-за раздумий: ввести бакалавриат или оставить специалитет? Может, и раздумывали. Но результат нас огорчает. До сих пор уверены, что для подготовки учителя нужен специалист. Педагогическая работа – это работа с людьми, ей нужно учиться долго, и «слишком много» практики в ней быть не может.

Надеемся, что студенты, ощутившие свое призвание к педагогической деятельности, закончив бакалавриат, будут поступать в магистратуру или пройдут еще через наш, вузовский институт непрерывного образования.

Работа нового учителя в новой школе предстоит интересная. Только давать знания ребенку – это уже в прошлом. Как говорят китайцы, знания без мысли – это застоявшееся болото… А мысль без знаний – это мельница без зерна. Надо научить ребенка мыслить. То есть анализировать знания, сравнивать их, классифицировать, соотносить с теми, что он уже получил. Все эти интеллектуальные операции мы до этого времени старались прививать детям в подростковом возрасте, теперь – с самой первой школьной ступени. Этим самым мы готовим юное поколение к будущему, умению жить в мире современных информационно-коммуникативных технологий…

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 72-73 (3623-2624) от 22 апреля 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Парадоксы состязания, формула успеха…
Рязанская школа № 63 стала основной площадкой областного этапа конкурса «Учитель года-2010». На протяжении трех дней, с 7 по 9 апреля, и без того насыщенная школьная жизнь была еще ...
Людмила Иванова
Сам себе субъект…
Выпущены новые стандарты для начальной школы. Чему должен научить учитель? Чем должен владеть сам? Об этом рассказывает заместитель директора Рязанского педагогического колледжа по ...
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере: