01:46 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2124

Придут ли в село педагоги-универсалы?

В среднем более половины выпускников педагогического колледжа в Касимове, где учатся не только местные ребята, но и молодежь из близлежащих районов, ежегодно устраиваются работать по специальности. Такую статистку приводит директор этого учреждения среднего профессионального образования Владимир Потапов. Вместе с тем существует масса проблем и нюансов, связанных с подготовкой и трудоустройством молодых учителей и воспитателей. Владимир Петрович поделился с корреспондентом «Школы+» своими соображениями по поводу...

...системы целевых наборов:

– Их в полном объеме у нас сейчас нет, но элементы такой системы остаются. Единичные выпускники приходят к нам со специальными письмами из своих управлений образования, согласно которым им гарантировано трудоустройство. Таких ребят по нашей внутренней льготе мы принимаем вне конкурса. А вообще, целевые наборы следовало бы возродить, это, на мой взгляд, очень действенная мера. К нам в колледж, как правило, обращаются напрямую из школ, мы направляем туда выпускников. Таким образом недавно мы закрывали потребности в учителях-предметниках в сельских школах нашего района.

... решения проблемы нехватки воспитателей:

– Мы готовы внедрить у себя в Касимове опыт Санкт-Петербурга, где существует так называемая система индивидуальных образовательных маршрутов студентов. Например, студентка дошкольного отделения колледжа на последнем курсе уже работает в детском саду и одновременно продолжает обучение по индивидуальному графику. Так можно было бы омолодить педагогический состав дошкольных учреждений и сориентировать выпускников на будущее место работы.

... содействия трудоустройству выпускников:

– В колледже работает специальная комиссия по трудоустройству, куда входит мой заместитель и классные руководители выпускных групп. Комиссия ежемесячно проводит мониторинг предварительного трудоустройства выпускников. Обычно бывает, что студентов из сельской местности уже заранее приглашают работать в родное село – школу или детский сад. Главная цель – не оставить выпускников педколледжа нетрудоустроенными. Руководители образовательных учреждений и сами обращаются к нам, но бывает, что с опозданием, когда учебный год уже начался, и студенты, окончившие колледж летом, уже нашли работу.

... почему некоторые не идут работать по специальности:

– 50 процентов выпускников каждый год устраиваются работать по педагогической профессии в детские сады и школы, многие – на селе. Кто-то идет в другие сферы, как, например, культура, искусство, журналистика или сфера услуг. Изначально желают работать в образовании практически все, но пока заработная плата и условия, которые им предлагают, оставляют желать лучшего. Приведу один пример. Несколько лет назад одну нашу очень хорошую выпускницу буквально упрашивали работать в большом селе Шиловского района. Но там не было создано нормальных условий для проживания, и девушка отказалась. Вместе с тем бывают и такие единичные случаи, когда выпускники педколледжа сразу после его окончания идут работать в сферу обслуживания (магазин, как правило), а спустя какое-то время все-таки устраиваются по основной специальности.

...новых стандартов и связанных с ними изменений в подготовке молодых специалистов:

– Образовательные стандарты вводятся сейчас не только в школьном образовании, но и в среднем профессиональном. В целом я отношусь к этому положительно, ведь требования к современному педагогу изменились. Теперь, например, согласно новому образовательному стандарту начального общего образования, ориентированному на системно-деятельностный подход, внимание уделяется готовности и способности младшего школьника к саморазвитию. А это значит, сам учитель должен уметь, во-первых, работать самостоятельно, а во-вторых, научить этому ребят. Но есть и другая сторона вопроса. По новым образовательным стандартам среднего профессионального образования не предусматривается подготовка по дополнительным специальностям, которых в нашем колледже сейчас порядка двадцати. Они сохранятся только в виде углубленного изучения математики, русского языка, истории и других предметов, однако в дипломах вторая специальность наряду с основной, как это делалось раньше, указываться не будет. На деле это означает, что селу учителей-предметников будет не хватать. В последние годы потребность в них удовлетворялась именно благодаря выпускникам педколледжей. Иными словами, в сельскую школу выпускник приходил работать и по основной (учителя начальных классов), и по дополнительной (например, русский язык и литература) специальностям. Такая ситуация нас очень беспокоит. И об этом мы, представители средних специальных педагогических учебных заведений, говорили на недавнем совещании-семинаре директоров педагогических колледжей ЦФО, проходившем в Смоленске.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 72-73 (3623-2624) от 22 апреля 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Учителя попали в Сеть. Творчества
Недавняя встреча с преподавателем основ безопасности жизнедеятельности 58-й рязанской школы Валерием Николаевичем Комаровым убедила: электронная почта, веб-коференции, форумы и чаты ...
Людмила Трухина
Руководители двух рязанских школ претендуют на звание лучшего директора страны
Первый этап Всероссийского конкурса «Директор школы-2010» подходит к концу: прием конкурсных материалов заканчивается 1 мая. На сегодняшний день желание побороться за звание лучшего ...
Людмила Иванова
Читайте в этом номере: