Многие люди с ограниченными возможностями здоровья находят себя в сфере культуры. И в Рязани немало примеров, когда они не только посещают секции, кружки, школы искусств, но и оканчивают колледжи, училища, вузы творческого профиля.
Проблемам и перспективам включения инвалидов в социокультурное пространство была посвящена межрегиональная конференция, которая прошла в Рязани в ноябре в рамках Межрегионального фестиваля творчества детей и молодежи «Поверь в себя!». Обратите внимание: в названии фестиваля нет слова «инвалиды», потому что акцент сейчас – на инклюзивное (с фр., англ. «включающее»), то есть совместное обучение творчеству детей здоровых и имеющих ограниченные возможности. Но такое «включение» нужно практиковать не только в образовании.
Сегодня мы беседуем с координатором конференции, кандидатом искусствоведения, деканом факультета искусств, доцентом Рязанского филиала Московского государственного университета культуры и искусств Аллой Сысоевой.
Р.В. – Алла Евгеньевна, почему возникла необходимость провести такую конференцию?
А.С. – Фестиваль «Поверь в себя!», инициированный музыкальным колледжем им. Г. и А. Пироговых, проводится давно. В регионе накоплен практический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях творческого образования, музеях, библиотеках. Между образовательными и культурно-досуговыми учреждениями налажены тесные связи. Но стало ясно, что не хватает теоретической базы, и специалисты из разных сфер должны встретиться и сформулировать принципы, методы работы.
Р.В. – Что подсказывает опыт других регионов?
А.С. – Мы интересовались, как обстоят дела с инклюзивным образованием в стране. В России уже существуют центры инклюзивного образования. Там практикуется комплексный подход к развитию инвалидов: художественное образование, спортивные секции, методики работы с семьей и т.д. В основном центры существуют по линии образовательных ведомств, институтов.
Р.В. – И к каким выводам можно прийти?
А.С. – Специалист, работающий с инвалидами, должен иметь несколько квалификаций. И все равно проблемами ребенка и молодого человека должны заниматься специалисты разных направлений деятельности. Мы, профессионалы в области культуры, помогаем людям развиваться творчески. Но рядом обязательно должен быть социальный педагог или медицинский работник. Если я обучаю ребенка, то мне необходимо знать его физические возможности, как можно с ним работать, как нельзя. Поэтому должен быть если не центр, то какое-то координирующее звено.
Р.В. – А как быть с воспитанием терпимости в обществе и поведением здоровых детей? Как организовать инклюзивное образование там, где издеваются даже над полными и «очкариками»?
А.С. – В художественном образовании все проще. Тут иные, культурные, ценности: ребята оценивают сверстников по творческому результату. Если ты состоятелен как художник, музыкант, то интересен другим. Как раз творчество – это тот ключик, с помощью которого можно вводить инвалидов в социальную среду. В средней школе с распространением инклюзивного образования, конечно, есть проблемы. Где-то инвалидов принимают в сообщество, где-то нет. Необходимо работать и с родителями, и с педагогами школ. Но такими конференциями, фестивалями, другими акциями мы воспитываем людей, формируем общественное мнение.
Проблема и в том, что из-за отсутствия специальных условий для инвалидов на городских улицах, в учреждениях они изолированы в своих квартирах, нечасто выходят на улицу. Поэтому и появление в среде здоровых ребят детей с ограниченными возможностями воспринимается неадекватно.
Р.В. – И над взрослыми инвалидами иногда смеются и не помогают им на улице. Каковы пути решения проблемы?
А.С. – На федеральном уровне существует программа «Доступная среда», касающаяся приспособления инфраструктуры для инвалидов. Она предусматривает создание региональных программ. Пилотные проекты были опробованы в трех регионах. В нашей области в сентябре этого года принята долгосрочная целевая программа «Доступная среда» на 2013–2015 годы».
Но и в другой программе, «Культура Рязанской области на 2010–2015 годы», предусмотрены средства и на улучшение условий пребывания инвалидов в учреждениях культуры, и на закупку специального оборудования, и на проведение методических мероприятий и фестивалей творчества, способствующих включению инвалидов в социокультурное пространство. В рамках областной программы модернизации театров соответствующим образом оснащен театр кукол. Что это значит? Дети, передвигающиеся на коляске, смогут посещать спектакли. И их сверстники постепенно будут привыкать, что рядом с ними есть дети-инвалиды.
Возьмем европейский опыт. Там создана комфортная инфраструктура для всех. Инвалиды на улицах, в кафе, в музеях – естественная картина. И нам необходимо, чтобы транспорт, аптеки, магазины, различные учреждения были соответствующим образом оборудованы. Допустим, в музее или в театре есть пандус, но как добраться до него? Поэтому нужно межведомственное взаимодействие. Одни обеспечивают инфраструктуру, вторые – досуг, третьи – медицинское сопровождение, социальную поддержку, четвертые – образовательные программы.
Р.В. – Последние были в центре внимания на конференции. Вы говорили, что важно создать теоретическую базу.
А.С. – Программ больше на уровне общего образования, их на форуме распространяли представители специализированных школ. По творческим дисциплинам работ меньше. У нас все начинается с практики: приходит ученик с ограниченными возможностями в класс, – и педагог изучает вопрос, но, как правило, применяет общую для всех методику. Системного подхода пока нет, но разработки есть. По итогам конференции будет издан сборник, где их опубликуют.
Такие конференции и фестивали нужно проводить регулярно, потому что происходит обмен опытом. Если участники форума начнут что-то новое применять на практике – это уже хорошо.
Р.В. – Ведутся ли теоретические разработки в вашем вузе?
А.С. – У нас подобные программы, в первую очередь, разрабатываются на двух кафедрах: психологии и педагогики, где существует направление инклюзивного образования и социально-культурной деятельности. Но данная проблематика присутствует в тематике курсовых и дипломных работ на разных факультетах и кафедрах института. На факультете искусств – иной профиль. Прежде всего, мы показываем творческие достижения наших студентов – на конкурсах и фестивалях, в концертных программах, в постановках спектаклей, где участвуют, в том числе, и студенты с ограниченными возможностями здоровья. Это и есть форма инклюзивного обучения в вузе. А в научных разработках, относящихся к области педагогики, студенты факультета обычно ориентируются на собственную профессиональную деятельность. В случае если у студентов есть опыт работы с детьми-инвалидами – в школах искусств или дошкольных учреждениях, то они обращаются к этой теме в своих дипломных работах.
Р.В. – Почему вы стали координатором конференции? Есть ли в программе обучения тех же преподавателей творческих дисциплин курс по работе с инвалидами?
А.С. – Инициатором проведения форума выступил комитет по культуре и туризму, с которым наш вуз работает в тесном контакте. На факультете искусств обучается немало людей с ограниченными возможностями – инвалидов по слуху, зрению и т.д. Мы не разделяем своих студентов на обычных и особенных, повторюсь, у нас инклюзивное образование. Конечно, мы координируем наши усилия с факультетом организации и управления, с кафедрами социально-культурной деятельности, психологии и педагогики, библиотековедения и документоведения.
Как и в других вузах культуры и искусства, у нас пока нет отдельного курса по работе с инвалидами. И наше сообщество должно настаивать на том, чтобы подобные курсы более широко включались в программы творческих вузов.
Беседовала