«Видеть и слышать, как лгут, и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, – нет, больше жить так невозможно!»
А.П. Чехов,
«Человек в футляре»
Автор инсценировки и режиссер – Татьяна Воронина
Художник-постановщик –
Татьяна Васильева
Художник по костюмам –
Ольга Поликарпова
Пластика – Марина Дрень
Таганрогский театр имени Чехова побывал на гастролях в нашем городе. Среди спектаклей наибольший интерес вызвал «Человек в футляре» – «фантастическая история из жизни города N» по мотивам рассказов своего великого земляка. В центре сюжет о «человеке в футляре» – учителе древнегреческого языка Беликове, который боялся всего и своим страхом подавлял все общество небольшого городка. Фрагменты других рассказов в целом органично вплетаются в канву общего повествования, создавая атмосферу провинциального городка чеховского времени.
Сценография лаконична. По мере необходимости появляются изящные венские стулья, лестница (она же пожарная каланча), школьная доска (в финале она будет «давить» умирающего Беликова). В глубине сцены – колонны а-ля антик, отсылающие нас к древним языкам, которые преподает главный герой. Греческая тема появляется и в музыке – во время променада учителей в саду звучит сиртаки. Но трагедия, показанная в спектакле, вовсе не древнегреческая, а очень даже современная.
Трагедия страха, живущего в людских душах. Эта тема в спектакле с самого начала заявлена хореографически – пролог представляет собой пластический этюд, где все персонажи скованны, зажаты. (К слову, костюмы отсылают нас к чеховской эпохе, а быстро преображаться из учеников в учителей помогают вешалки, установленные прямо в глубине сцены). Тон всему задает фигура закутанного во все черное, носящего темные очки Беликова – его играет Валерий Башлыков. Даже в проявлениях нежного чувства к девушке он испуган, хотя и наивен, слушает «голос», твердящий ему об опасности, а трагический конец, когда вся история «звучит» в голове больного учителя, заставляет зрителей сопереживать ему.
Но если общество попадает под влияние психически и нравственно больного человека, то больно само общество. Круг «серых» людей, «большинства», показан через персоны учителей, инспектора, директора гимназии. Антагонист Беликова, свободолюбивый учитель Коваленко (его играет Сергей Герт), одет в белые одежды. Он резок и несговорчив. А его сестра, Варенька (в этой роли Ольга Билинская), наоборот, открыта миру, ее душа распахнута.
В финале спектакля, после похорон Беликова, на сцену сверху летят десятки красных воздушных шаров, и общество города N радостно ловит их. Но потом появляется новый учитель древних языков, тоже весь в черном, и лица приобретают прежнее выражение уныния. При таком решении получается, что зло заключено в каком-то одном человеке, присланном в город.
…Да, у Чехова в рассказе говорится о чувстве удовольствия после похорон, ощущения «как в детстве бегаешь по саду час-другой, наслаждаясь полною свободой». Впрочем, его все пытались скрыть. А дальше: «Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше. …Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»
Причина несвободы не в появлении нового персонажа, она не внешняя, а внутренняя, она в самих людях. Чехов старался «по капле выдавливать из себя раба».