Указом Президента Российской Федерации 8 декабря 1992 года было создано Казначейство России, тем самым возрождена казначейская система исполнения бюджета страны. О том, какой путь прошло Управление Федерального казначейства по Рязанской области за 20 лет, чем оно живёт сегодня и что предстоит сделать в будущем, мы беседуем с его руководителем – Юрием КАРПОВЫМ.
Из глубины веков
Р.В. - Юрий Борисович, мы говорим о том, что 20 лет назад казначейская система в России была возрождена, а каковы её истоки?
Ю.К. – История казначейства в России насчитывает несколько веков – от казённых приказов в XV веке до приходно-расходных касс Наркомфина и казначейских частей госбанка СССР, упразднённых в 1928 году.
В Рязанской губернии органы казначейства были представлены Рязанской губернской казённой палатой, подчинёнными ей Рязанским губернским казначейством и 13 уездными казначействами. Казённая палата просуществовала 140 лет. Она была открыта в 1778 году – в том же году, когда по Указу Екатерины II Переяславль Рязанский был переименован в Рязань и определен как главный город губернии. Располагалась казённая палата в нынешнем здании обувной фабрики «Рязаньвест».
Интересно, что некоторое время (с 1867 по 1868 год) возглавлял казённую палату М.Е. Салтыков-Щедрин. В ней также служил петербургский архитектор Н.И. Воронихин, построивший в 1836 году на территории Рязанского кремля колокольню Успенского собора. В 1918 году Рязанское губернское казначейство было упразднено.
Современная история Рязанского казначейства берёт отсчёт с 14 апреля 1993 года, когда во исполнение Указа Президента в числе первых в России было образовано Управление Федерального казначейства по Рязанской области.
Р.В. – Учитывая то непростое время, когда Управление было создано, какие задачи приходилось решать в первые годы его существования?
Ю.К. – Первая задача состояла в определении структуры органов Федерального казначейства на территории области и их создании. При активном содействии Администрации области и местных органов власти эта цель была достигнута уже к октябрю 1993 года, когда были созданы 25 Отделений Управления по городам и районам области. В 1994 году было создано еще одно Отделение по Рязани.
Первые функции Управления заключались в проверке соблюдения банками сроков перечисления налогов в доходы бюджетов, целевом использовании средств федерального бюджета их получателями. Мы организовали учёт и распределение доходов между бюджетами и обеспечивали отсутствие межбюджетной задолженности, финансировали федеральные учреждения.
Управлению одному из первых предоставили право и доверие на расходование средств федерального бюджета из доходов, собранных в области. Мы оформляли и выдавали казначейские налоговые освобождения, провели денежный зачёт по доходам и расходам федерального бюджета по утверждённым Минфином России реестрам недоимщиков, участвовали в погашении задолженности по оплате государственного оборонного заказа. С 1998 года Управление представляет интересы Минфина России и Федерального казначейства в судах по защите интересов казны Российской Федерации на территории области. Кроме того, Управление самостоятельно разрабатывало методологические рекомендации для сотрудников, порядки взаимодействия с нашими контрагентами, прикладное программное обеспечение для выполнения порученных функций, участвовало в разработке первых редакций Бюджетного кодекса и других законопроектов федерального и областного уровня.
Главная цель – финансовая безопасность
Р.В. – Что представляет собой Казначейство России сегодня?
Ю.К. – Казначейство России – это федеральный орган исполнительной власти, который представляет собой мощную платёжную, учётную и контрольную систему, обеспечивающую кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов в Российской Федерации. Это единая централизованная система органов Федерального казначейства, включающая Центральный аппарат Федерального Казначейства и территориальные органы в каждом субъекте РФ. Если говорить простым языком, то наиболее уместным видится сравнение Казначейства с большой бухгалтерией нашей страны, которая составляет баланс государства в целом.
Р.В. – Какие функции реализует Казначейство?
Ю.К. – Платежные, учетные и контролирующие. Среди платёжных стоит отметить функции по открытию и ведению лицевых счетов государственным и муниципальным учреждениям и финансовым органам, доведению бюджетных данных до участников бюджетного процесса, проведению операций на единых счетах бюджетов, осуществлению компенсационных выплат отдельным категориям граждан, организации исполнения судебных актов по обращениям взыскания на средства бюджетов. К учётным следует отнести учёт поступлений в бюджетную систему и их распределение между бюджетами, подготовку бюджетной отчётности, ведение сводного реестра участников бюджетного процесса. К контрольным функциям Казначейства относится санкционирование расходов федеральных государственных учреждений и приостановление операций по лицевым счетам учреждений в установленных бюджетным законодательством случаях.
Р.В. – Что дало стране возрождение Казначейства?
Ю.К. – Возрождение Казначейства было осознанным и необходимым шагом в процессе совершенствования институтов государственного управления. Именно переход на казначейскую систему позволил взять под контроль движение финансовых потоков и создать условия для целевого использования средств бюджетов, решения сложнейших вопросов в системе межбюджетных отношений.
Можно сказать, что государство доверило казначеям России выполнение одной из главных функций – обеспечение финансовой безопасности страны. Федеральное казначейство своей деятельностью создаёт условия для обеспечения устойчивости, подотчётности и прозрачности бюджетной системы России.
Технологии на страже бюджетов
Р.В. – Сколько учреждений обслуживается в настоящее время в Управлении?
Ю.К. – Более двух тысяч. Если быть точным, то 2099. Среди них – 1115 казённых, 965 бюджетных и 19 автономных учреждений. Если представить эти цифры в структуре принадлежности к уровням бюджетов, то получится 217 федеральных, 504 областных, 1378 муниципальных учреждений. В Управлении им открыто 5672 лицевых счёта.
Р.В. – Работа с таким значительным массивом информации, видимо, требует высокой степени автоматизации?
Ю.К. – Безусловно. Казначейская система оперирует огромными массивами финансовых данных и может эффективно функционировать, применяя только самые передовые информационные технологии.
Важнейшей вехой стало внедрение в прошлом году инновационного программного продукта «Автоматизированная система Федерального казначейства», разработанного на основе современной информационной платформы ORACLE. Она обеспечивает централизованную обработку и хранение данных в единой базе данных Управления.
Неоднократно отмечалось, что Казначейство России – наиболее технически оснащенный орган федеральной исполнительной власти. Оно имеет уникальную информационную систему, базирующуюся на современных средствах вычислительной техники, объединенных ведомственной телекоммуникационной сетью. Казначейство России обладает крупнейшим в России собственным удостоверяющим центром для выдачи сертификатов ключей электронной подписи клиентам, пользователям информационной системы Федерального казначейства и официальных общероссийских сайтов.
Федеральное казначейство несколько лет подряд становилось лауреатом ежегодной национальной премии «IT-лидер» (то есть «лидер информационных технологий»), что является признанием высокого уровня автоматизации функций казначейских органов.
Р.В. – Как современные информационные технологии используются при взаимодействии с клиентами?
Ю.К. – В этом направлении Казначейство России также находится в числе лидеров. С 2005 года Управление активно внедряло «безбумажный» электронный документооборот с клиентами с применением электронной подписи на основе отдельного программного решения. На такой технологии обслуживается более 99 % наших клиентов. В текущем году мы приступили к следующему шагу – внедрению Системы удалённого финансового документооборота, основанного на применении Интернет-портала. С её помощью наш клиент в режиме реального времени из любой точки, подключенной к сети Интернет, сможет удобно и безопасно управлять своим лицевым счетом, а также будет иметь доступ к актуальной отчётности. В следующем году мы планируем перевести более половины своих клиентов именно на эту современную технологию.
Взгляд в будущее
Р.В. – Взаимодействует ли Управление при выполнении своих функций с другими органами власти, учреждениями или ваша работа достаточно автономна?
Ю.К. – Работа нашего Управления невозможна без тесного взаимодействия с целым рядом наших контрагентов. Среди них Главное Управление Банка России по Рязанской области, Рязанское отделение №8606 Сбербанка России, Рязанский филиал Россельхозбанка, в которых открыты более 1200 расчётных счетов нашего Управления. Министерство финансов Рязанской области и финансовые органы муниципальных образований, с которыми идёт самое тесное взаимодействие при кассовом обслуживании областного и местных бюджетов и администрировании доходов бюджетов. Активно взаимодействуем с Управлением Федеральной налоговой службы по Рязанской области и целым рядом других организаций, которых в рамках нашего интервью невозможно перечислить.
Р.В. – Юрий Борисович, какие задачи стоят перед Вашим Управлением в наступающем году?
Ю.К. – Что касается задач, то их достаточно много. В основу положена «Стратегическая карта Казначейства России на 2010-2015 годы». Для Управления это внедрение уже упомянутой мной системы удаленного финансового документооборота.
Также предстоит осуществить подготовку к переходу с 2013 года на новый механизм предоставления бюджетам субъектов РФ субвенций, межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Суть изменений заключается в отказе от применяемого сегодня авансового механизма в пользу предоставления средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ в размере фактической потребности на дату совершения платежа, то есть своего рода бюджетный аккредитив.
Одновременно с изменением порядка предоставления субсидий (субвенций) из федерального бюджета ведется работа по подготовке к предоставлению с 2013 года краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. Ставка таких бюджетных кредитов будет устанавливаться Федеральным законом «О федеральном бюджете на соответствующий финансовый год», и она планируется несравнимо ниже той, по которой субъект и муниципальные образования сейчас могут привлекать кредиты в банковской сфере. Исполнение органами Федерального казначейства полномочий по предоставлению кредитов позволит создать инструмент для поддержки ликвидности счетов бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.
Кроме того, предстоит перевод на кассовое обслуживание исполнение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
Р.В. – Появится ли у физических лиц возможность получать информацию об использовании бюджетных средств?
Ю.К. – Такую возможность даст внедрение с 1 января 2013 года государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Это позволит всем физическим и юридическим лицам получать информацию о фактах оплаты государственных и муниципальных услуг, о перечислении платежей в доходы бюджетов, а также информировать плательщиков об имеющейся задолженности. Таким образом, появится возможность не только иметь доступ к государственным услугам, но и легко оплачивать их в любое время и из любой точки страны и мира.
Важнейшей задачей следующего года будет подготовка к переводу с 1 января 2014 года на кассовое обслуживание бюджета Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.
Р.В. – Если говорить о более отдаленной перспективе, то какие изменения ждут Казначейство?
Ю.К. – Среди более отдалённых задач необходимо отметить планируемую к 2017 году трансформацию Казначейства России в бюджетный банк, который будет иметь свой корреспондентский счёт в системе расчётов Банка России и безальтернативно обслуживать все органы государственного и муниципального управления и подведомственные им структуры. Решение этой задачи предоставит уникальные инструменты по управлению денежными потоками и позволит предоставить нашим клиентам самый современный сервис.
Р.В. – Какое значение для России будут иметь внедряемые инструменты управления бюджетными средствами?
Ю.К. – Они создают дополнительную устойчивость и надёжность финансовой системы России. Выстроен механизм, имеющий огромный потенциал и нацеленный на осуществление законного, эффективного и целевого использования бюджетных средств. А сотрудники Управления своим профессионализмом обеспечивают выполнение на высоком уровне всех поставленных перед ними задач.
Подготовила