10:27 МСК
Понедельник
02 / 12 / 2024
2793

Театр уж полон, ложи блещут...

Преданья старины и век XXI – на сцене
«Дядя Ваня»
На снимке: «Дядя Ваня»

Сегодня вечером Рязанский ордена «Знак Почета» областной театр драмы будет отмечать свое 225-летие. Это один из старейших театров в стране. Сколько поколений публики он воспитал, какие очереди выстраивались за билетами на его спектакли! Театр был властителем дум, на его сцене играли и играют выдающиеся артисты.

Давайте перелистаем страницы истории. Театр был открыт в 1787 году по инициативе рязанского и тамбовского наместника И.В. Гудовича. В те времена абсолютное большинство театров принадлежало иностранным антрепренерам и богатым помещикам. Рязанский же театр с самого начала был государственным.

Расходы производились из средств приказа общественного призрения, туда же поступали и все доходы (своего рода хозрасчет). Артистов решили воспитать своих, рязанских. Из дворовых и вольноотпущенных девушек были отобраны наиболее даровитые пять актрис, а из копиистов учреждений наместничества – десять юношей-актеров. Первыми деятелями рязанского театра, а впоследствии его директорами были асессор Рязанской казенной палаты, он же инспектор народных училищ Афанасий Дохтуров и отставной гвардии офицер Григорий Приклонский. Гудович построил театральное здание на пересечении современных улиц Каширина и Каляева.

В тридцатые годы в Рязани идут «Разбойники» Шиллера, «Фауст» Гете, «Школа злословия» Шеридана. Знаменателен следующий факт: «Ревизор» Гоголя рязанцы увидели всего через семь месяцев после московской премьеры, 18 декабря 1836 года. В сороковом году в Рязани впервые на русской провинциальной сцене был поставлен «Гамлет». Лишь спустя четыре года этот шедевр Шекспира поставят в Екатеринославле. А в 50-е годы в Рязани выступал негритянский трагик Айри Олдридж в роли Отелло.

Осенью 1862 года, 150 лет назад, начались первые представления в здании на Соборной площади, где сейчас располагается Театр для детей и молодежи. Известно, что в начале 80-х годов XIX века, как и теперь, много ставили Островского, что в 1883 году в Рязани гастролировала труппа под управлением Самарина (давали «Женитьбу», «Гамлета»)... На рубеже XIX-XX веков в Рязани гастролируют великие артисты – П.Н. Орленев, встретивший здесь Ф.И. Шаляпина, А.И. Сумбатов-Южин, М.Н. Ермолова, А.А. Яблочкина, Садовские…На рязанской сцене идут классика и современная, передовая драматургия: «Чайка» Чехова, инсценировки «Братьев Карамазовых», «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Нора» и «Доктор Штокман» Ибсена, пьесы Островского, Мольера…

В конце века здесь дебютируют актер Н.К. Яковлев, впоследствии – артист Малого театра, а также великий М.М. Тарханов. Передовая драматургия Горького идет на «ура». Написанная в 1902 году пьеса «На дне» уже в марте следующего года ставится в Рязани. Всего через двадцать семь дней (!) после премьеры в МХТ идет пьеса «Дети солнца», ставятся «Мещане» и «Дачники». А кроме этого – «Плоды просвещения» Толстого, «Дядя Ваня», «Три сестры», инсценировка «Палаты № 6» Чехова, «Бешеные деньги» Островского, «Ревизор» Гоголя, пьесы Сухово-Кобылина, Леонида Андреева, Шиллера, Дюма, Ростана, Стринд­берга, Гауптмана, Метерлинка…

…В феврале 1919 года по решению Губернского исполкома в здании на Соборной открывается Советский Показательный театр. В 1930 году афишу театра украшают названия пьес, созданных советской драматургией. С успехом идут пьесы нашего земляка – рязанца А. Афиногенова «Малиновое варенье», «Чудак», «Далекое». На рязанской сцене начинают свой творческий путь будущие народные артисты СССР и РСФСР Н. Боголюбов, В. Ванин, Э. Гарин.

В 1935 году художественным руководителем и главным режиссером становится Борис Пиковский. В 1936 году по его приглашению в Рязань на два сезона приезжает артистка Камерного театра Августа Миклашевская – адресат лирики С. Есенина. В 1937 году театр получает статус областного драматического, новый художественный руководитель – Александр Верховский. В военное время в репертуаре огромную роль играет драматургия К. Симонова. Летом 1941 года был поставлен спектакль «Парень из нашего города», в октябре 1942 г. сыграна пьеса «Русские люди».

В послевоенное время театром руководит ученик Станиславского Александр Канин. А в 1951-1954 годах режиссером-постановщиком работает Анатолий Эфрос. Заметный след в жизни театра оставили спектакли главного режиссера (1958-1962) Давида Манского «Власть тьмы», «Три сестры», «Лес». В 1963 году в нашем театре начинает работать народная артистка РСФСР Зоя Белова.

В начале 60-х театр обрел новое здание в центре одноименной площади (архитектором ее выступил известный иллюзионист Эмиль Кио). С 1970 по 1987 год главным режиссером театра был заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Вознесенский. Визитной карточкой 70-х стал спектакль «Сергей Есенин». Успех имела и историческая драма «Зодчий» рязанского драматурга И. Баранова о Якове Бухвостове, строителе Успенского собора. В спектаклях Вознесенского блестяще играли С. Леонтьев, Л. Митник, В. Волков, В. Смирнов, Л. Коршунова, М. Шумилова. В это время большое внимание уделялось современной драматургии и прозе. Шли пьесы Л. Петрушевской, Э. Радзинского, А. Гельмана, А. Червинского, инсценировки произведений В. Шукшина, В. Распутина, Ю. Бондарева, Б. Васильева, А. Приставкина, Ф. Абрамова.

Затем театром руководили Виктор Шульман и Владислав Солопов. С 1994 года художественный руководитель театра драмы – заслуженный деятель искусств РФ, народная артистка РФ Жанна Виноградова. Среди лучших ее спектаклей – «Лев зимой» Д. Голдмэна, «Черная невеста» Ж. Ануя, «Наполеон I» Ф. Брукнера. Особое место в творчестве занимает русская классика – «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого, «Пиковая дама» А. Пушкина, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Маскарад» М. Лермонтова, «Последние» М. Горького, «Бешеные деньги» А. Островского, «Дядя Ваня» А. Чехова, «Горе уму» А. Грибоедова.

Театр остается верным традициям русского психологического театра. И предоставляет сцену режиссерам разных направлений – Марине Есениной, москвичу Сергею Виноградову. Сцена театра драмы принимает театральные фестивали, гастролеров. Зал полон, поход в театр является хорошей традицией у горожан. Пожелаем же удачи коллективу рязанской драмы в год 225-летия!

прямая речь

Татьяна Шестакова,
критик:

– Говорят, театр начинается с вешалки. А вот наш театр драмы начинается с Театральной площади. Особенно приятно подходить к парадному подъезду, когда площадь опрятна и чиста, когда приветливо светят фонари у входа в «храм искусства», сама архитектура нашего здания с его величественной колоннадой напоминает зрителю об этом. И особенно приятно, когда тебя встречает приветливой улыбкой капельдинер театра Антонина Григорьевна Назарова.

Я отношу себя к заядлым театралам. И люблю быть в нашем театре просто зрителем. И всегда радуюсь, когда вижу в зрительном зале таких же любителей искусства театра, которые приходят на все премьеры, а то и чаще, если спектакль ложится на душу. А еще мы, зрители, любим театральную рекламу. В фойе с удовольствием разглядываем фотографии артистов, сцены из лучших спектаклей разных лет. У каждого заядлого театрала есть свои любимые актеры. Как сказал один из зрителей о народной артистке России Людмиле Коршуновой: «Она возвышает меня своей игрой!». Вот за этот «нас возвышающий обман» мы поклоняемся театру.

И как хотелось бы в юбилейный сезон старейшего русского театра больше узнать о творчестве, например, актрисы Марины Мясниковой – молодой героини многих лучших спектаклей театра драмы. Об актрисе Надежде Кротковой, покорившей в прошедшем сезоне публику на престижном фестивале ролью Жозефины в спектакле Ф. Брукнера «Наполеон Первый». Зрители всегда интересуются, какие спектакли на выходе? Что будет играть в этом сезоне «любимец публики» Александр Зайцев? Как себя чувствует впервые «в шкуре режиссера» детского спектакля актер Олег Пичурин? Какие планы строит молодежь театра, колдуя над «алхимией любви»?

Зритель хорошо понимает, что жизнь театра связана с его репертуаром. Прекрасно, что свой юбилейный сезон театр драмы открыл комедией А.С. Грибоедова «Горе уму» в постановке заслуженного деятеля искусств России, народной артистки России, Почетного гражданина г. Рязани Жанны Владимировны Виноградовой. Пьеса знаковая, она красной нитью прошла через всю историю нашего театра и сегодня с живым интересом принята публикой и театральной критикой.

В минувшем веке, в октябре 1915 года (как писал «Рязанский вестник»), на улице Почтовой в электротеатре «ДЭА» показывали «фильму» под названием «Месть сестры», а в городском театре драмы с достоинством играли «Горе от ума». Я уверена, что и сегодня наш зритель не изменит своим вкусам и отдаст предпочтение не техническим новинкам, а живому театру, и русской классике в первую очередь.

Ольга Воронова,
профессор Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:

– В глазах культурного сообщества России Рязанский театр драмы – один из лучших отечественных театров, далеко не провинциального уровня.

Благодаря продуманной репертуарной политике и талантливой режиссуре своего художественного руководителя Жанны Владимировны Виноградовой наш театр в отличие от многих других сумел и в рыночных условиях сохранить свое достоинство, избежать бездумной коммерциализации и разрушительных реформаторских соблазнов. Театр отстоял свою приверженность лучшим традициям русского реалистического театра, сформировал созвездие ярких актерских дарований, воспитал своего преданного зрителя.

Прошлое театра легендарно, настоящее – достойно, хотелось бы пожелать ему не менее успешного будущего.

Подготовила

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 229 (4280) от 07 декабря 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

В Россию – с любовью

Народные – по сути и названию

О зле и добре

Дискуссии возвращаются
Хотя до нового года еще больше трех недель, но время подводить некоторые итоги прошедших двенадцати месяцев уже наступило. 4 декабря исполнился ровно год со дня выборов в Государственную ...
Татьяна Железнова
Памятник Полонскому
Появится ли он в Рязани?
Владимир Хомяков
Читайте в этом номере: