Творение одарённого живописца вызвало бурю ликования у художников, заставило современников начать иначе воспринимать ненавязчивую красоту русского пейзажа, увидеть, понять и прочувствовать его поэзию. По сути, Саврасов стал родоначальником нового направления в русской живописи. Сразу же за ним явилась миру череда гениальных пейзажистов. Если выстроить их в ряд, то в числе первых надо поставить Шишкина, Левитана, Куинджи, Остроухова. Это они, воодушевлённые творением Саврасова, стали классиками отечественной живописи и с поразительным мастерством показали нам радость созерцания родной природы. Каждый человек знает произведения этих художников со школьной скамьи.
Интерес к пейзажу в России огромен и сегодня. К современным талантливым пейзажистам по справедливости надо отнести и рязанского живописца Владимира Михайловича Решедько.
Впечатления от его волнующих душу творений незабываемы. Они полны волшебной силы, красоты, очарования и какой-то особенной магической тишины. Произведения этого мастера представлены не только в рязанских областных и районных музеях, но и во многих других городах России. Есть они и в галерее Туниса, частных собраниях Германии, Франции, Китая и других стран.
Как-то на одной из выставок рязанских художников я приобрёл буклет с поэтическим названием «Пейзаж души моей», изданный к 75-летию заслуженного художника России Владимира Михайловича Решедько. В буклете, кроме красочных репродукций, есть и биография живописца, из которой я узнал всё, что было сделано им до этого юбилея, и каким был путь к вершинам искусства. Я решил побывать у художника в мастерской, чтобы воочию увидеть его творения. Пришёл без предупреждения, наудачу – слышал, что художник очень трудолюбив, работает, не зная выходных.
И действительно, несмотря на то, что была суббота, дверь его мастерской оказалась не заперта. Шагнув за порог, я сразу очутился в атмосфере творчества, пропитанной особым, ни с чем не сравнимым духом. Она замешана на запахах красок, разбавителей и сдобрена специфическим благовонием клеевого грунта на холстах. Большую часть помещения занимают стоящие в несколько рядов и нагромождённые друг на друга подрамники с работами живописца. Много их хранится и на полках.
Художник стоял у мольберта – осмысливал композицию очередной картины. Узнав, что я из газеты и хочу сделать материал, он стушевался, но противиться не стал.
– Вот, погляди! Это одна из последних работ, – показал Владимир Михайлович на прислоненный к столу подрамник с изображением величественных дубов.
– Это же берег Пры! – обрадовался я знакомому месту.
– Да, так и есть. Очень люблю лес, часто бываю в мещёрском селе Деулино, и дубы эти писал уже несколько раз – расходятся, можно сказать, на ура. Но эту работу оставлю себе. Дубы для меня – олицетворение непокорной времени мощи, будь то дубовая роща или вот как эта небольшая группа деревьев. Это моя исповедь в любви к природе.
Пейзаж действительно впечатляет. Кажется всё, что есть на картине, замерло в звенящей осенней тишине: проглядывающие сквозь желтизну листвы пятачки неба, синяя река, извилистая дорожка, полоска песка на противоположном берегу и, конечно же, хоровод дубов. Царственных дубов!
Родился и вырос певец русского пейзажа в украинском селе Николаевка, в небогатой многодетной семье. В шестилетнем возрасте узнал, что такое война. Фашисты, державшие долгое время село в страхе оккупации, при отступлении спалили его дотла. Семья какое-то время жила в землянке, пережила голод 1947 года. Единственной отрадой того времени стало для мальчика пребывание на природе – каждое лето его долгом было пасти на лугу гусей. Это единение с природой и предопределило дальнейшую его судьбу. А поводом, чтобы стать художником, послужила однажды увиденная репродукция картины Васильева «Оттепель». Всё в ней было настолько ему знакомое, близкое, родное, дорогое и трогательное, что запало в душу на всю жизнь. И Володя стал рисовать. Его талант был замечен школьным учителем рисования. Это он показал своему ученику «тропинку» в большой мир искусства. Однако путь этот оказался долгим и трудным.
После окончания школы, поддавшись влиянию своей старшей сестры Катерины, которая к тому времени уже учительствовала в школе, Володя поступил на агронома в сельхозтехникум. И хотя учился он хорошо, всё же вскоре понял: это не для него. Хотелось рисовать. Но как выйти из сложившегося положения? Первое, что пришло в голову – бросить учёбу. Однако мудрый и рассудительный завуч техникума Иван Павлович Сотник усмотрел в поступке своего ученика явную глупость, сумел его образумить и вернуть «на грешную землю».
И всё же, получив диплом агронома, выпускник техникума стать на селе большим человеком не пожелал, а, отслужив в армии, махнул в Рязань осуществлять свою давнюю мечту – поступить в художественное училище.
Но сделать это оказалось непросто. В то время, а это был 1961 год, работал указ Никиты Хрущёва – всех агрономов на село! «Принять не можем!» – категорично заявил ему директор училища. В отчаянии отставной солдат написал письмо министру культуры Фурцевой: так, мол, и так, хочу быть художником. Это помогло. Очень скоро пришёл положительный ответ: «Разрешить!»
По окончании художественного училища Владимир Михайлович много работал, и вскоре его приняли в мастерские Рязанского отделения художественного фонда РСФСР. Однако пейзаж в его творчестве не сразу стал приоритетным жанром. До своего главного героя – Природы – художник писал и портреты, и натюрморты, и трудился над эскизами праздничного оформления города, и даже принимал участие в работах над их воплощением. И только потом появился пейзаж. Манера его письма простая, скромная, ясная и убедительная. Однако в этой простоте чувствуется незаурядное мастерство, пронзённое душевной искренностью художника. Ему удаётся запечатлеть на холсте состояние природы, длящееся иногда всего несколько минут. Для человека, познавшего и полюбившего мир природы с раннего детства, очень важно передать её дыхание, наполнить картины воздухом, магическим светом, пленительной тишиной, чтобы у людей, созерцающих эти полотна, зазвучали поэтические струнки души. И это художнику удаётся.
Решедько с поразительной точностью увековечивает на холсте зной летнего полдня, закат солнца с алыми отблесками на воде, тишину и загадочность лунной ночи. Он мастерски отражает границы смены времён года. Это покоящиеся в зимней тишине сугробы снега, синие разливы рек, радость первой зелени, золотое обаяние осени. И снова зазимок.
Особое восхищение у меня вызвал триптих под названьем «Есенинская Русь». Обширная панорама захватывает дух – столько в ней простора, света, воздуха. Кажется, что петляющая по неоглядным просторам лугов величественная река Ока уносит свои воды в вечность. Она соединяет небо и землю. И кажется, что всё это величие природы наполнено музыкой, заставляющей почувствовать себя маленькой крупицей в столь необъятном мире. Наверное, и Есенина посещали те же мысли, когда он созерцал сию панораму, стоя в раздумье на холме.
Картины Владимира Решедько узнаваемы, их невозможно спутать с другими – настолько они своеобразны и поэтичны. Однако за этой поэзией кроются годы ученья и неустанной работы. Это поездки на Академическую творческую дачу имени Репина, общение с выдающимися художниками России, а также многочисленные выставки с искренними отзывами единомышленников. Решедько признаётся: «Без Академической дачи я бы никогда не стал тем художником, которого впоследствии признали не только в Рязани, но и в России». И ещё одно откровение живописца: «Мой лучший учитель – Природа. Я полюбил её всем сердцем, и она сделала меня художником».