Между тем кандидаты и доктора наук («цвет российской и мировой филологии», как замечает в «Российской газете» писатель Андрей Максимов – один из немногих, серьезно среагировавших на заявление) пытаются бить в набат по поводу вещей, необыкновенно важных для нашего народа и государства. Прежде всего они говорят: катастрофа в гуманитарном секторе образования, о чем они много раз предупреждали, произошла: «русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса». Ученые убеждены: случилось это по умыслу власти и из-за того, что она стремится ограничить усвоение ценностей, чуждых современной политической и экономической элите, понимая – управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования. Государство, утверждают ученые, не хочет достаточно финансировать школу, а еще излишне поддается давлению извне, сопровождающемуся, судя по ряду публикаций в СМИ, выделением значительных денежных средств.
Вот кратко изложенные мною лишь некоторые положения из заявления ученых. Справедливо сказано или нет? Вот бы и обсудить это в наиболее подходящее для зрителей время. Ведь на подходе принятие в Госдуме нового закона «Об образовании». Дети есть у всех, им дальше жить. Как? По совести, к чему всегда призывал «культурный регулятор» – русская классическая литература? Или как-то иначе? Но таких высоких тем господа Малахов и Зелинский в своих студиях, похоже, не ставят. Как ни включишь их ток-шоу – сплошное перетирание сплетен. «Высокие вопросы» – удел «поединщиков» Владимира Соловьева. А это, как правило, представители политической и экономической элиты. У многих дети за границей учатся. Знаете, что предлагают в новый закон «Об образовании» некоторые эти господа? Разрешить крупнейшим и авторитетным российским вузам принимать иностранных студентов без квоты на бюджетные места. Это при том, что таких мест явно не хватает российским студентам, что на протяжении последнего десятилетия (как говорится в заявлении ученых МГУ) бюджетный набор на фундаментальные университетские направления гуманитарной подготовки («Филология», «Философия», «История» и др.) сократился как минимум втрое.
По всему видно, что наше телевидение во многом заодно с теми деятелями от образования, которые хотели бы выпускать из школ и университетов управляемые массы потребителей. И хотя за последнее время на телевидении наметились перемены к лучшему, главная линия остается прежней. Вон каким сплоченным фронтом выступили телевизионщики против кинокритика Д.Дондурея, который на первом заседании Общественного совета по правам человека призывал их хоть немного умерить свою «свободу» и подумать об интересах государства.
«Государство вообще должно уйти из СМИ», – считают некоторые либеральные деятели. «Может быть, им еще и «ядерный чемоданчик» отдать?» – спросил в связи с этим один известный острослов. А ведь, действительно, одно здесь почти равносильно другому.