В начале 90-х годов, когда в педагогике приветствовались всякие демократические новинки, я посетила урок в Вальдорфской школе. Больше всего мне запомнилось, как перед началом занятий в первом классе учитель встречал детей у двери, с каждым из них обменивался рукопожатием и несколькими добрыми словами. Считалось, что после этого у всех будет хорошее настроение и, соответственно, такие же результаты.
Вальдорфской школы в Рязани давно нет, на ее месте возводится банальная многоэтажка. А вот проблема самочувствования детей в школе сейчас актуальна, как никогда. И связано это в первую очередь с введением новых федеральных государственных стандартов (ФГОС), освоение которых началось в прошлом учебном году первоклассниками.
Уровень тревожности детей в начальной школе всегда был высоким. Нынешние малыши вынуждены учиться в особенных условиях. Дело в том, что осваивают новые стандарты и педагоги. И для многих из них очень непривычна их новая роль: давать знания, так сказать, не напрямую, а координируя, руководя учебным процессом так, чтобы дети эти знания открыли сами.
Многие родители беспокоятся: смогут ли дети в такой ситуации все понять и усвоить? Может быть, все-таки лучше, когда учитель, так сказать, вкладывает в мозги?
Поэтому появилась необходимость в курсах, которые сопровождали бы привыкание к новым стандартам учителей и родителей. А молодая учительница школы №55 г.Рязани Светлана Ожерельева разработала проект для школьников. Он так и называется: «Сопровождение процесса адаптации учащихся к школьному обучению на основе развития их коммуникативных умений в условиях введения ФГОС». Светлана Викторовна стала одним из победителей состоявшегося недавно фестиваля учреждений Рязанской области, осуществляющих опытно-экспериментальную и инновационную деятельность.
Она десять лет назад окончила институт психологии, педагогики и социальной работы РГУ им. С.А. Есенина, получив специальность социального работника и учителя начальных классов. После этого восемь лет трудилась психологом в своей родной 55-й школе, а в сентябре прошлого года стала учителем, приняв свой самый первый класс – класс «первоклашек».
Начинать всегда трудно. Но Светлана считает, что ей, наверное, все-таки легче, чем некоторым даже опытным учителям. Во-первых, нет привычки работать по прежним канонам. Во-вторых – имеется опыт психолога. Работая им, она несколько лет назад взялась осваивать с учениками начальной школы программу «Учиться успешно», обучая их общаться друг с другом, находить общий язык, что дает возможность легче привыкать к новым условиям. С этого, собственно, и зародилась ее идея, инновация: внести в образовательный процесс комплекс занятий, упражнений, бесед, которые бы развивали у детей коммуникативные умения и, говоря попросту, облегчали бы им и усвоение школьных наук и само существование в школе. Чтобы хоть немного разъяснить, как это делается, перескажу простейший пример, приведенный мне молодым педагогом. Оказывается, в арсенале ее средств есть, например, представление ребенком самого себя. И штука эта не такая уж простая. Один ученик встанет из-за стола и все поведает о своей персоне, может, даже приукрасив себя любимого. А другого хватает лишь на то, чтобы только свое имя вымолвить… Два типа характера, поведения, а, значит, могут быть и две судьбы: одна успешная, а другая – не очень. В новых стандартах есть система курсов внеурочной деятельности, которые (можно, наверное, и так сказать) учат жить.
Вообще, современная школа декларирует, что она намерена готовить успешных людей. Отсюда и забота о школьном климате, в котором должны «расцвести все цветы», о взаимном приятии детьми друг друга, о взаимопонимании. Успешность прописывается и через способы образования: овладение универсальными познавательными методами, метапредметным мышлением, обязательное обнаружение таланта и так далее, и тому подобное. Не всем все понятно, но почти все чувствуют: копается глубоко, мыслится гуманно… Но это на стадии начальной школы. А что дальше? А дальше подготовка к ЕГЭ и сам он – пресловутый.
Это и смешно, и грустно. И неприемлем для нас ЕГЭ, и отказаться от него не можем. Потому что, как уже тысячу раз сказано, экзамен в такой форме дает какой-никакой объективный результат. При этом многим абсолютно ясно: не подходит он для внедряемой сейчас в России гуманистической модели образования. Мама одной дошкольницы, рассказывая, какая у нее развитая, умеющая выразить себя словесно дочка, недоумевала: «Как же она будет тесты сдавать? Ведь придется себя для этого ломать, перестраивать». Увы, за годы ЕГЭ многие наши школьники так перестроились, что уже не умеют связать двух слов. А некоторые ученые-педагоги прямо говорят: ЕГЭ новым стандартам противопоказан!
Правда, до введения ФГОС на старшей ступени школы еще далеко, и много муки перемелется. Министр образования РФ Дмитрий Ливанов обещает: «ЕГЭ будет претерпевать ежегодные изменения». В том числе и по части технологии. По некоторым предметам, например, иностранным языкам, истории, литературе, планируется ввести «говорение», чтобы оценить, как выпускник умеет излагать свои мысли, формулировать тезисы и т.д. Намечено также не особенно абсолютизировать ЕГЭ, а разработать еще и систему учета внеучебных достижений школьника.
В общем, не ЕГЭ единым… Известно, что особо выдающиеся вузы имеют право принимать абитуриентов не только по его результатам, но и проводить собственные экзамены. Только число таких вузов с каждым годом сужается. В 2009 году их было 24, а в этом – только 5.
Мы живем в эпоху бурных реформ. Все, что намечено, – вроде бы хорошее и доброе! Как новая форма в нашей армии по чертежам «от самого Юдашкина!» Но при исполнении замысла – не там пришили, не то подложили, и получилась не форма, а позорище. Да часто и со смертельным исходом. Если так же подойдем к реформе образования, последствия могут быть плачевными.