00:42 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1626

Я хочу сюда вернуться…

В столице Чехии завершился IV международный фестиваль литературы и культуры «Славянские традиции-2012»

Под эгидой Европейского конгресса литераторов в Праге, как и в предыдущие годы, решались вопросы сохранения и развития cлавянских традиций и русского языка, укрепления творческих и дружественных связей между поэтами, прозаиками, переводчиками, драматургами России, Украины, Белоруссии, Чехии и других славянских стран, где проживают русскоязычные писатели.

Рязанскую делегацию представляли члены Российского союза профессиональных литераторов поэт Людмила Салтыкова и актриса Зоя Пятницкая. После возвращения на Родину Зоя Пятницкая поделилась своими впечатлениями о поездке.

Р.В. – Недавно в издательстве «СТАРТ» вышла ваша пьеса «Поезд, на который всегда опаздывают», рассказывающая о жизни и творчестве Марины Цветаевой. Наверное, для вас, как профессиональной актрисы, а теперь и драматурга, в юбилейный для поэта год это не случайно. А вот поездка в Прагу – город, которым Марина Ивановна восхищалась и в который всю жизнь мечтала вернуться, – судьба или счастливый случай?

З.П. – Марина Цветаева, действительно, мой любимый поэт, и поездка в Прагу была для меня подарком судьбы, тем более что за месяц до нашего приезда в Праге открылся Центр Марины Цветаевой на улице Тржтище, 16. Там нас встретила председатель Цветаевского общества в Праге Галина Ванечкова и предложила посмотреть экспозицию. Этот музей не похож ни на какой другой: помещение небольшое, все фотографии, статьи, черновики, страницы книг размещены на десяти фотополотнах, расположенных поперек слева и справа, поэтому информации раз в десять больше, чем могло бы хаотично разместиться на стенах. На фоне ослепительно белых стен серо-черные полотна смотрелись очень стильно, а черно-белая фотография Марины в глубине комнаты создавала особую ауру. Слева стоял старинный письменный столик, на котором под уютным абажуром с изображением поэтов Серебряного века лежали искусно состаренные копии листков бумаги со стихами, написанными Мариной Цветаевой красными чернилами. Справа располагался большой, прикрепленный к стене оригинальной бечевкой экран, предназначенный для постоянной трансляция старой документальной хроники. За несколько часов мы узнали много нового о жизни Марины Цветаевой в пражский период. Кстати, дизайн музея выполнен русскими скульпторами супругами Курочкиными.

Р.В. – Как проходило открытие фестиваля?

З.П. – Торжественное открытие фестиваля состоялось в Хрустальном зале Российского центра науки и культуры в Праге. Директор Центра Леонид Гамза сердечно нас поприветствовал. Большой интерес вызвала информация председателя правления Европейского конгресса литераторов Ирины Силецкой о деятельности этой новой писательской организации, которая вместе с Союзом писателей России, Конгрессом литераторов Украины и организовала фестиваль в Праге. В этот же день состоялось интересное поэтическое соревнование под названием «Стихоборье», в котором среди победителей оказалась наша землячка Людмила Салтыкова.

Р.В. – В рамках фестиваля многие издатели представляли свою книжную продукцию, поэты, наверняка, читали свои стихи, а как лично вы заявили о своем участии?

З.П. – Я вышла на сцену со своей новой пьесой «Поезд, на который всегда опаздывают». Но вышла не одна. В спектакле, где использовался музыкальный клип Ирины Силецкой, были задействованы все та же Людмила Салтыкова и наши коллеги Анжела Константинова из Киева и Александр Прокопенко из Москвы. Пьеса всем очень понравилась и, может быть, не только потому, что в ней прозвучало много проникновенных стихов Марины Цветаевой, но и потому, что спектакль я проводила с особым настроем, которому способствовала поездка по цветаевским местам.

Р.В. – Расскажите поподробнее об этих поэтических местах Марины…

З.П. – От Главного железнодорожного вокзала Праги, где нас встретила Софья Книжник – член Цветаевского общества, на пригородном поезде мы выехали во Вшеноры. Вышли на пустынной станции, где, по рассказам гида, Марина Цветаева часами ходила по перрону, ведя мысленные разговоры с Пастернаком. Когда перрон закончился, мы, свернув вправо, стали подниматься по дорожке, увенчанной огромным, расколотым ­надвое и опаленным, видимо, грозой, дубом. О нем у Марины есть стихи. От дуба путь привел нас к местной церкви с кладбищем во дворе, где также не раз бывала поэтесса. С высоты церкви мы увидели первый дом, в котором в мансарде с маленьким ромбовидным окном прожила Цветаева с мужем и дочерью Ариадной около одного счастливого года. Затем мы пошли вверх, и вскоре оказались у глухого забора с мемориальной доской, открытой в честь Марины Ивановны незадолго до нашего приезда, а именно первого сентября этого года. За забором притаился уютный одноэтажный розовый домик в три окна, в котором также некоторое время проживала семья Марины. Представив себе гуляющую неподалеку Марину, мы пошли еще к одному дому, где она жила. Этот величественный особняк – вилла Боженки – в полной мере соответствовал величию самой поэтессы.

Р.В. – Уверена, что это не последняя встреча с прекрасным и удивительным… О чем бы еще хотели рассказать нашим читателям и каким впечатлением о поездке поделиться?

З.П. – Еще не могу не сказать и о презентации литературной премии «Поэт», которую вел главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин. Такая премия присуждается не за конкретную книгу или произведение, а за многолетний плодотворный и общепризнанный литературный труд. Рассказал он также и о другой, не менее престижной – «Русской премии», которой удостаиваются русскоязычные писатели, живущие за рубежом, и люди, организующие там литературную жизнь.

Но все же меня больше всего потрясла встреча в Храме девы Марии Снежной, где мы повстречали священника ордена братьев францисканцев Антонина Кларета Дабровского. Узнав, что мы русские писатели, он повел нас в свою бесценную библиотеку, где показал книги X-XVII веков, а потом долго читал нам стихи русских поэтов и пел славянские песни. На фоне книжного богатства мы попросили разрешения сфотографироваться с отцом Антонином, после чего он подарил нам медальоны с изображением святой. Это была удивительная, навсегда запомнившаяся встреча! И с отцом Антонином, и с коллегами по творческому цеху, и с прекрасной Злата Прагой. Перефразируя Марину Цветаеву, скажу: «Я хочу сюда вернуться!».

Людмила Гоенко,
заслуженный работник культуры РФ

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 239 (4290) от 21 декабря 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Служение литературе
Писатель из Касимова Николай Родин отметил 88-летие
Животные становятся разумнее
В прошлом веке австриец Конрад Лоренц, известный учёному миру как отец этологии (науки о поведении животных), а широкой публике – как прекрасный писатель-натуралист, изучая повадки ...
Иван Назаров
Читайте в этом номере: