В реальность происходящего на экране, правда, как-то не очень верилось. Ведь сомнительно, что в угоду ни на чем не основанным фантазиям наши пенсионеры так запросто потратят свой месячный доход, когда впереди – еще целая череда зимних праздников.
Как бы то ни было, очевидно одно: ожидание апокалипсиса, хотя бы в шутку, вполне может быть поводом для семейного застолья. Стремление вырваться из круга серых будней подсказывает разные предлоги для того, чтобы внести в жизнь новые краски. Вот только все ли они дарят положительные эмоции, приподнятое настроение, теплоту общения с близкими и друзьями? Старики в сюжете выглядели весьма растерянными…
«Я не верю в конец света, я верю в конец года», – заявил в начале декабря один из главных наших политиков. А жизнь словно в шутку сблизила две этих условных, воображаемых черты во времени целой серией коммунальных катастроф по всей стране: безнадежно заметенными снегом федеральными трассами, авариями в котельных, очередями за водой у колонок в минус 30-40 градусов мороза. В этом же декабре, – день девяностолетия со дня образования СССР, а предшествует ему – печальная дата его распада…
Не случайно большинство россиян, по данным социологов, встречает 2013-й без особого подъема, признавая, что уходящий год для страны оказался трудным. К чувству радости, спокойствия и уверенности примешивается усталость, волнение, грусть и даже разочарование.
Удивительно: в календаре все больше красных чисел, но ощущение радости от них все непродолжительней и эфемерней. Праздничные дни передвигают, объединяют, изобретают новые, устраивают народные гулянья, концерты на площадях с участием «звезд»… Однако мы все реже воспринимаем их как знаменательные события, они становятся просто дополнительными выходными. Кульминация же всех праздни-
ков – зимние каникулы, споры о необходимости которых не утихают до сих пор. Кто-то, конечно же, их уже распланировал. Недовольные же просто не знают, куда деваться от скуки в эти десять морозных дней.
«То ли было в советское время!» – вздохнет поколение выросших в Союзе, вспоминая былые демонстрации. Другим же, кто знает о них только со слов старших, взгрустнется по детскому чувству ожидания чуда. Думаю, в какой-то мере это переживал каждый, чьи ожидания не оправдывала очередная красная дата календаря.
Наверняка причиной тому – отнюдь не мрачный, пессимистический склад характера. В полной мере почувствовать радость можно только спокойным сердцем. Праздник – естественная необходимость после напряженных будней. Фазиль Искандер, одна из книг которого носит название «Праздник ожидания праздника», видит в нем вознаграждение за исполненный долг. Праздники помогают вовсе не забыться, не уйти от действительности, а набраться сил для будущего труда. Сделал дело – гуляй смело. У тех, кто «празднует», нет ничего общего с «праздными» – проводящими время бесцельно, в безделье, по-пустому. Праздновать можно только тогда, когда хлеб созрел, сжат, убран в закрома. Если душу тяготит невыполненная работа, то радоваться искренне невозможно. То же самое – если нет ощущения правильности общего хода событий, если мучают вопросы о будущем, неясно, в каком направлении идти дальше.
Очень хочется, чтобы эти сомнения развеял год наступающий. А уж что зависит от нас самих, здесь мы постараемся – и работать, и радоваться. Ведь правда?