Депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Николай Булаев рассказал рязанским журналистам об итогах работы нижней палаты российского парламента в осеннюю сессию и развеял некоторые мифы вокруг принятого в третьем, окончательном, чтении закона «Об образовании».
В завершившуюся осеннюю сессию Госдума рассмотрела около трех сотен законопроектов, причем только половина из них была принята. По словам Николая Булаева, это говорит о том, что перед внесением в Думу, законопроекты не всегда детально прорабатываются. Своего рода фильтр для законопроектов в виде экспертно-консультативного совета (ЭКС) в минувшую сессию был создан внутри фракции «Единая Россия», а его руководителем назначен Николай Булаев. Как объяснил журналистам парламентарий, этот орган будет заниматься предварительной оценкой законопроектов и позволит более тщательно готовить их к внесению в ГД.
Что касается принятого после долгих дискуссий закона «Об образовании», то этот документ получился достаточно объемным – почти 450 страниц. Законопроект был одобрен большинством голосов. При этом депутатов, поддержавших документ в третьем чтении, оказалось значительно больше, чем в первом и во втором. Поправок, предложенных к документу, насчитывалось свыше 1700, из них более 500 – приняты. Комментируя эти цифры, Николай Булаев (депутат четырех созывов ГД) отметил, что не припомнит ни одного законопроекта, который столь детально прорабатывался бы. С другой стороны, такое количество поправок свидетельствует, по мнению депутата, о большом интересе со стороны общества к формированию законодательной базы российского образования. Закон «Об образовании» вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Но не исключено, что до этого момента документ пройдет еще некоторую корректировку. Объясняется это, в первую очередь, с тем, что он связан с другими федеральными законами, в которые Госдумой также будут вноситься изменения, но уже в начале следующего года.
Сегодня вокруг нового закона бытует немало мифов. Наиболее громкие из них Николай Булаев прокомментировал во время встречи с журналистами. К примеру, опасения по поводу того, что за образование в школе придется платить, напрасны. Напротив, в законе сохраняется принцип бесплатности и доступности образования. При этом государство, как отметил депутат, с каждым годом вкладывает все больше средств в то, чтобы россияне получали полное среднее образование в соответствии с современными стандартами. Не стоит беспокоиться и учителям: закон предусматривает норму, согласно которой их зарплата не может быть ниже средней по экономике региона. Эта норма, прописанная не только в законе, но и установленная Указом Президента РФ, является достаточно прогрессивной и способна защитить учительскую зарплату от инфляции, уверен Николай Булаев. Еще одно распространенное нарекание в адрес нового закона – это якобы отсутствие в нем такого понятия, как «начальное профессиональное образование». На самом деле начальное профобразование никуда не исчезает, а становится первой ступенью среднего профессионального образования. Проще говоря, рабочие профессии теперь учащиеся будут получать не в профтехучилище, а в техникуме, что, соответственно, повышает качество такого образования. Некоторое непонимание вызывает норма нового закона, согласно которой плата за проживание в студенческом общежитии будет определяться самими образовательными учреждениями с учетом мнения студенческих активов. Как объяснил Николай Булаев, прежняя норма, когда плата за проживание должна быть не более пяти процентов от стипендии, далеко не везде соблюдалась. Зачастую размер платы назначался единоличным решением ректора. Теперь же руководству вуза или ссуза придется учитывать мнение самих студентов. При этом размер платы должен варьироваться в зависимости от финансовых возможностей студентов и их семей. Развенчал Николай Булаев и миф о том, что после принятия нового закона начнут закрываться вузы.
– К закрытию и открытию вузов этот закон не имеет практически никакого отношения; он не регулирует этот процесс. Поэтому в данном случае, когда говорят, что закон провоцирует закрытие вузов, — это неправда. Про закрытие я вообще не говорил бы, потому что за последние двадцать лет у нас только открывались новые вузы. Сегодня речь идёт больше о том, чтобы оптимизировать систему вузов, но закон не регулирует этот процесс, – заверил Николай Булаев.
Он пояснил, что в законе четко прописано, каким должно быть высшее образование, но количество вузов, которые будут его давать, не устанавливается.