В новогоднюю ночь, когда готовы пробить куранты, а у телевизора все слушают Президента, когда старый год уже висит на волоске и все проникаются важностью момента, я люблю делать вот что; подойти к окну и посмотреть на улицу.
А там идет какой-нибудь прохожий. Идет спокойно, уже никуда не торопится, потому что бесполезно спешить. Уже не успеть к столу под елку, чтобы с бокалом шампанского сказать какие-то праздничные слова. И прохожий идет без спешки. Он обрел покой. Может, этот прохожий так любит встречать Новый год, может, у него отстают часы… Но всякий, кто увидит его из своего окна, наверняка, хоть на миг задумается о тех, у кого хватило спокойствия и сил освободиться от предпраздничной гонки.
Мы так страстно стараемся переделать все дела к полуночи последнего дня года, что под бой курантов в изнеможении валимся с ног, не допив бокала шампанского.
Перед тем как песни из телевизора окончательно навеют приятную дремоту, вспоминаешь, что нужно еще загадать желания. Их так много осело в глубине души к концу года, что вряд ли суетливая ревизия поможет обнаружить действительно самое сокровенное. Что важнее? Что главнее?
А если загадать такое: не поддаваться суете! Жить размеренно! Уметь отбрасывать ненужное, чтобы не упустить главное! Не терять ощущения пространства и радости жизни среди вороха забот.
Новый год – прекрасная возможность замедлить время. С боем курантов почувствовать, как секунды растягиваются и теряются в этих интервалах. Нет такого отрезка времени, который нельзя было бы разбить на более короткие. А значит – секунда действительно бесконечна…
Однажды мой друг изрек философскую мысль: если не идти за событиями и оставаться на месте, то события пройдут сквозь тебя.
Я проверил это на себе, стоя на площади Ленина в будний день с 14 до 15 часов. За это время мимо меня прошли друзья, коллеги и просто знакомые в таком количестве, в каком не собираются нигде, и рассказали мне мимоходом столько новостей, сколько я не узнал бы никогда, добывая их целенаправленно.
А если замедлять время сознательно…Тогда таинственная подложка жизни вдруг сверкнет сквозь обыденность, как в сказке Гофмана, и вот уже обычные рабочие в красных жилетах, опиливающие кроны деревьев, кажутся волшебными снегирями, а прохожие на обледенелых тротуарах, совершающие немыслимые пируэты,– грациозными спортсменами, практикующими плавные формы китайской гимнастики Тайдзицюань. Взгляд скользит по витринам и замечает не ценники, а чудеса. «В палатку требуется продавец цветов. Зарплата 4 тыс. рублей». Мало? Но ведь это жизнь среди роз, о которой мечтают все будущие звезды!
Время замедляется, и почему-то реже звонит мобильный. Правильно, зачем этот долгий набор номеров и перелистывание адресной книги, когда открываются способности телепатической связи! Друзья, я думаю о вас и даже веду с вами внутренние диалоги. А вы?
И тут происходит первое чудо ночи. Друзья стоят перед дверями твоего подъезда с праздничной хлопушкой, мандаринами за пазухой и бенгальским огнем. «Мы вот тут подумали, что надо сходить к елке всем вместе. Ведь сегодня мы никуда не торопимся, старина!».
Нас обгоняют молодые люди в колпаках Дедов Морозов. В темных окнах многоэтажек отражаются всполохи салюта. Мчатся такси, несущие веселые компании из одних гостей в другие. И только мы никуда не спешим, позволяя празднику пройти сквозь нас. «Можно вообще никуда не ходить и быть счастливым!» – изрекает мой друг слева. «Ага, это еще один мудрец заметил: куда бы я ни шел, я всегда здесь».
Мы говорим еще о какой-то ерунде, но каждый из нас понимает: вся полнота жизни – здесь и сейчас, со всеми твоими проблемами, удачами, надеждами и разочарованиями, со всем, что у тебя есть и чего тебе не хватает. Здесь и сейчас. Или никогда вообще. Это невозможно понять. Можно только почувствовать. В новогоднюю ночь это наверняка почувствовал пешеход за окном. Теперь это чувствуем мы.
Прямо сейчас или никогда вообще.
Первая счастливая мысль Нового года.