– Татьяна Вадимовна, так получилось, что новое здание, в котором располагается ваш институт, находится в непосредственной близости от здания факультета русской филологии и национальной культуры, сооруженного в свое время как Дома политического просвещения. Кого теперь просвещаете вы и в каком направлении?
– Наш институт ставит своей задачей создать условия для обучения человека в течение всей его жизни. Если человек стремится получить какие-то новые знания, он должен иметь возможность осуществить это благородное стремление независимо от своего возраста и уровня образования.
Что мы на сегодняшний день имеем? Начнем со школьников. Сейчас обучение их нацелено главным образом на подготовку к ЕГЭ, но мы не хотели бы ограничиваться только этим. Есть большое желание активнее работать с одаренными детьми. Прежде всего – наладить систему их выявления, может быть, даже с детского сада. Затем можно будет использовать такие формы, как, скажем, школа юного математика, школа юного филолога. Опыт работы факультетов нашего университета с такими школами есть. Вполне естественно, что многие воспитанники этих школ придут потом учиться в наш университет.
Студенты – это самая активная и многочисленная из всех категорий слушателей, обучающихся у нас. Для них в институте непрерывного образования ежегодно предлагается более 30 дополнительных программ. Сегодня молодые люди отлично понимают, что для дальнейшего устройства в жизни диплома об основной профессии часто бывает недостаточно, и с энтузиазмом осваивают дополнительные знания. Наиболее популярны языковые программы. Они самые разнообразные: по изучению английского, немецкого, французского, итальянского, испанского, шведского языков… Студенты радиоуниверситета (как видите, и для ребят других вузов двери у нас не закрыты) три года изучали очень сложный японский язык, потом ездили в Москву сдавать специальный сертификационный экзамен… Высказываются пожелания изучать и другие языки, к примеру, китайский. Если набирается группа, мы ищем преподавателя.
– Это следует понимать так, что в преподавательских кадрах ваш институт нужды не испытывает?
– Наш вуз – один из самых больших в регионе. В нем на разных факультетах и отделениях учится около 10 тысяч человек, работает около 500 преподавателей, и среди них очень много разносторонне и глубоко образованных людей. Если мы не находим специалиста нужного профиля в университете, то расширяем круг поиска, обращаемся к объявлениям в СМИ, используем свои профессиональные контакты и т.д.
– Какие еще дополнительные знания «для жизни» могут получить ваши студенты и как дорого это стоит?
– Цены у нас вполне щадящие. Скажем, обучение по языковой программе для студента нашего университета в течение года стоит от трех до пяти тысяч рублей. Большой интерес у студентов наблюдается к программам по новым информационным технологиям, по педагогике и психологии, по таким направлениям, как «Туризм и реклама», «Красота, здоровье, творчество». Очень часто дополнительная образовательная программа как бы контрастирует с той основной специальностью, которая была выбрана молодым человеком. Например, некоторые студенты с физмата хотят научиться еще и основам ландшафтного дизайна… Популярна программа «Менеджмент в туризме». Бывает, что для обучения по дополнительной программе студенты более мотивированы, чем для изучения основной специальности.
– На данный момент есть у вас какой-нибудь неудовлетворенный запрос студентов?
– На данный момент – нет. Но он может возникнуть. Вот, например, недавно группе студентов-историков понадобилось освоить курс «Музейное дело» для возможного прохождения учебной музейной практики за границей. В самом тесном сотрудничестве с кафедрой отечественной истории институт непрерывного образования организовал обучение по такой программе. Мы ощущаем постоянные вызовы времени и стараемся адекватно реагировать на них. Примеры тому – новая программа «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному», большая программа для получения дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Один из первых поборников современной филантропии, Эндрю Карнеги, говорил о том, что в обществе есть учреждения, которые обеспечивают «лестницы для подъема стремящихся к развитию». Мне очень нравятся эти слова. Наш институт как раз и ставит такие лестницы для тех, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.
– Наверное, организуя работу института, вы что-то заимствуете и из зарубежного опыта?
– Там непрерывное образование для личностного саморазвития, в особенности для людей «третьего возраста», является бесплатным. Нам же приходится в основном организовывать платные программы для того, чтобы покрыть расходы на оплату труда преподавателей и развитие учебной базы университета…
– И это нисколько не грех, если идет речь, например, о курсах повышения квалификации для специалистов, чем, насколько я знаю, институт непрерывного образования тоже занимается…
– В этом плане мы достаточно востребованы, у нас идет много программ для повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Однако мы понимаем, что наш университет, являясь единственным классическим университетом в городе и имея славную 95-летнюю историю, не может не быть неким центром знаний для возможно большего числа людей. Из понимания этого и родилась идея – организовать для жителей города «Университет выходного дня». Деятельность «Университета выходного дня» идет по двум направлениям. Во-первых, это консультационные семинары по вопросам поступления в высшие учебные заведения. Во-вторых – публичные лекции, которые читаются каждую последнюю субботу месяца, начиная с сентября 2009 г.
Все это – на бесплатной основе. Определяя темы публичных лекций, мы исходили из своего понимания того, что в настоящее время может интересовать широкий круг людей. С успехом прошли такие лекции, как «Давайте говорить по-русски правильно», «Стресс – как с ним бороться», «Как управлять своим временем», «Культура повседневности», «Моя родословная…», «Нужна ли России национальная идеология?». Лекции читаются лучшими преподавателями нашего вуза. 24 апреля приглашаем всех на лекцию «Нанотехнологии и взгляд в будущее», которую прочтет профессор физико-математического факультета, доктор технических наук Евгений Николаевич Моос.
– Кто посещает эти лекции?
– Самые разные люди. Среди них немало пенсионеров, но есть и молодые. Определились даже постоянные слушатели. Кстати, и наши студенты приходят, проявляют интерес школьники. На лекцию по русскому языку из одной рязанской школы пришло сразу несколько человек, и все не только внимательно слушали, но и записывали.
– В свое время много иронизировали по поводу лекторов общества «Знание», но без них не стало лучше…
– Сейчас есть масса организаций, которые занимаются ненаучным просветительством – те же секты… А настоящего научного просветительства мало. И нам наши слушатели, те же пенсионеры, говорят: по какой-то проблеме лучше читать не одну лекцию, а цикл. А еще предлагают: организуйте университет пожилых людей, научите нас чему-нибудь. Например, как пользоваться компьютером. Есть очень много вопросов, которые интересны людям старшего поколения: общекультурные, правовые, психологические – скажем, отношения в семье. Силами университета мы могли бы разработать соответствующие курсы и для пенсионеров, и для людей с ограниченными возможностями, и для других социально незащищенных групп. Однако наших финансовых возможностей для организации более широкого, чем сейчас, просветительства явно недостаточно. Конечно, спонсорская поддержка частных лиц или организаций могла бы здесь очень помочь.
– И открылся бы в Рязани свой «университет Шанявского», занятия которого посещал Есенин… Татьяна Вадимовна, один из сотрудников нашей газеты хотел бы усовершенствовать свои экономические знания. Есть ли у него возможность сделать это индивидуально в вашем институте?
– Думаю, что вариант личностно ориентированной программы вполне возможен. Мы можем обсудить это с вашим коллегой и другими заинтересовавшимися читателями при личной встрече или по телефону 28-44-93.