Как известно, российских детей усыновляют не только американские семьи, но и граждане других стран. И, кстати, сообщений о несчастных случаях, произошедших с ребятишками, уехавшими из России с заграничными родителями, из других стран, в отличие от США, практически не приходит. Но об этом на марше не говорили. Как и о том, что вместе с законом, который назвали именем погибшего в приемной американской семье маленького гражданина России Димы Яковлева, разрабатывается ряд мер, в том числе и на законодательном уровне, позволяющих сделать процесс усыновления, оформления опеки и попечительства менее сложным, а поддержку семей, взявших на попечение сирот, более ощутимой. Но об этом у нас говорят и пишут мало. Неужели кто-то всерьез верит, что проблемы наших сирот интересуют только одну страну – ту, что за океаном?
В чем недостатки «закона Димы Яковлева» и каким образом его нужно доводить до ума, используя опыт других стран, в том числе и США – это вопрос обсуждаемый. Свои предложения высказал Совет по правам человека при Президенте, ряд общественных объединений. Но проведем аналогию: к примеру, можно ли представить марширующих с российскими флагами американцев, протестующих против закона, принятого американскими парламентариями и подписанного американским президентом в защиту своих же граждан? Противники принятия закона пытаются убедить: «нашим маленьким инвалидам (а именно их чаще усыновляют американские семьи) ТАМ будет лучше». Вполне возможно, хотя и не всегда бесспорно. Но это же не повод, чтобы не создавать условий для российских малышей на родине. (Если, конечно, вышедшие на марш готовы реально что-то менять к лучшему в своей стране, а не только иллюзорно уповать на помощь за океаном).
Внимание многих моих коллег «с первого по тринадцатое» привлек знаменитый французский актер Жерар Депардье, принявший российское гражданство. И сразу появились «иллюминационные» сообщения, которыми запестрил Интернет: то ему предложат поработать в Тюменском театре за 16 тысяч (понятно, что рублей), то о каком-то случае с авто сообщат (правда, потом авто окажется скутером). Но все как-то не о том говорим. В конце концов, состояние Депардье позволит ему работать (если он этого захочет, если у него возникнет творческий интерес) и за российскую зарплату. Это ему решать. А причину, по которой он стал гражданином России, Депардье уже назвал совершенно определенно: он любит Россию и считает ее страной великой демократии. А еще он успел заметить: у российской оппозиции нет собственной программы, чем, похоже, и задел ее представителей. Заметим: Депардье не одинок в своих признаниях роли России. Председатель Антифашистского комитета Финляндии, представитель правозащитного движения Йохан Бекман считает, что для многих представителей мировой интеллигенции нынешняя Россия не чужая страна, а гнездо идей, мировой литературы, величайших научных инноваций, источник мировой культуры и именно здесь успешные ученые, художники, актеры, писатели из других стран могут свободно работать. Заметим: ключевое слово здесь – работать. За рубежами нашего Отечества это, похоже, заметили раньше, чем мы в своей стране. Большое видится на расстоянии?