К примеру, в дни новогодних каникул в Рязани шла широкомасштабная реклама, зазывающая всех желающих посетить Муниципальный культурный центр, где должна была открыться выставка лемуров.
Моя приятельница, пользуясь случаем и выходными, решила показать своей шестилетней дочери забавных обезьянок (благо, и билеты оказались сравнительно недорогими). Однако, только переступив порог помещения, где расположилась выставка, женщина пожалела о своем наивном желании таким образом приобщить ребенка к природе. А девочка, почуяв неприятный запах, демонстративно закрыла нос пальцами, да так и ходила с брезгливым видом между клетками.
По словам приятельницы, она была просто обескуражена увиденным. В клетках одинакового размера сидели и маленькие, и большие животные. Причем для многих отведенное пространство оказалось непозволительно маленьким. Да к тому же было видно, что клетки давно не чистили.
Представленным на выставке экзотическим попугаям повезло не больше, чем обезьянам. Практически у всех пернатых были переломлены клювы. Почему? Этого зрителям никто не объяснил.
Вернувшись домой, девочка поделилась с бабушкой впечатлениями, твердо заявив, что зоопарк – это место, где мучают бедных зверюшек и птичек. Мне кажется, для того чтобы изменить мнение ребенка, потребуются годы…
Еще один передвижной зоопарк, приехавший в Рязань, временно обосновался около гипермаркета «Глобус». Проезжая несколько раз мимо, наблюдали, как верблюд, стоя в снегу, что-то безрадостно жевал. «Ему, наверное, грустно здесь, давай к себе жить возьмем, – предложила моя дочка. – Жалко ведь верблюда». Я не стала рассказывать ребенку, что внутри ярко раскрашенных фургончиков находятся еще и другие животные. Как-то не захотелось даже на чуть-чуть заглядывать туда.
По мнению зоологов и экологов, содержание животных в подобных передвижных зверинцах не соответствует естественным условиям их обитания. Животные из-за частых переездов находятся в состоянии постоянного стресса, который негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Звери становятся более раздражительными, агрессивными, но главное – срок их жизни сокращается в среднем в два-три раза.
Соглашусь с теми, кто говорит, что, казалось бы, благая идея показывать экзотических животных и птиц как можно большему числу людей, не имеющих возможности посетить стационарный зоопарк, превратилась сегодня в банальное издевательство над братьями нашими меньшими и зарабатывание на них денег.
В Европе и многих других зарубежных странах уже давно внесен запрет на мобильные зоопарки. Россия – чуть ли не единственная страна, где они существуют как явление. Правда, в Москве официально запрещено появление передвижных зверинцев.
Но Россия большая, и можно кочевать из города в город, неплохо наживаясь на демонстрации животных. Зрители же всегда найдутся. И этому есть вполне логичное объяснение, ведь поход в зоопарк для многих ассоциируется все же с хорошим настроением, детством и возможностью посмотреть красивых и сытых животных. Однако положительные эмоции и впечатления после посещения передвижного зверинца никто не гарантирует.
А между тем в восьмой статье закона Российской Федерации «О защите животных от жестокого обращения» сказано, что «граждане, общественные объединения и другие некоммерческие организации имеют право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего закона». Значит, контролировать подобные явления – жестокое обращение с животными – должны мы, зрители.