Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И молимся, чтобы страховка
не подвела…
Только сильный человек может протянуть другому руку и вытянуть его из пропасти, не отступит на пути к своей вершине и покорит ее.
Сочиняя стихи и песни, Высоцкий не искал славы, денег или известности, – это не было для него целью. Он не старался нравиться сильным мира сего, а делал то, что хотел делать, то, что считал нужным. Как он сказал в одном из своих интервью: «Мне казалось, что пишу песни и исполняю их только для круга близких друзей». Но их слушали тысячи людей по всему СССР. Значит, как минимум, им эти песни интересны, значит, он писал о том, что людей волновало.
Во всех песнях Высоцкого главное – человек, его характер и поступки. Он бывал в разных аудиториях, общался с людьми разных профессий, и в результате общения рождались песни о моряках и летчиках, шахтерах и рабочих. И даже когда он пел о зеках, об алкоголиках, он рассказывал о хороших по сути людях, попавших в трудные обстоятельства. В его песнях герои часто оказываются на грани, на краю, в очень сложных ситуациях. Именно тогда, «у жизни на краю», чаще всего проявляется сущность человека, и становится понятно, кто на что способен.
В сборнике интервью разных лет «Бег иноходца» Высоцкий говорит о своей авторской позиции: писать песни так, чтобы в них отражалось время, бешеное, нервное, его ритм. Сегодня тоже бешеное время. И тоже нервное. Его бег все ускоряется. И мы стараемся не отстать от него, но в то же время – не потерять себя. И в этом помогают нам песни Высоцкого. В них подтверждение тому, что рядом всегда есть хорошие люди, умные, честные. Высоцкий помогает нам, сегодняшним, верить: в себя, в людей, в Россию.
Песня «Спасибо, что живой…» вроде бы про то, как надо смотреть на жизнь и воспринимать неприятности: главное, что живой, могло бы быть и хуже. Вроде бы нормальная позиция, что в ней плохого? Только ответ – в финальном четверостишии:
Да, правда, – тот, кто хочет,
тот и может,
Да, правда, – сам виновен,
бог со мной,
Да, правда, – но одно меня
тревожит:
Кому сказать спасибо,
что – живой!
Каким же должно быть мерило поступков, мерило жизни? Вечный философский вопрос, который задает человечество, звучит в этих строках Высоцкого.
А песня «Я не люблю» – как меч, с которым Высоцкий отстаивает свои принципы.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «Честь»
забыто,
И что в чести наветы за глаза.
<…>
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют
по рублю, –
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
В этом для меня – Высоцкий, песни которого переходят от поколения к поколению как завет.
Никита Ксенофонтов
17 лет, г.Рязань