06:28 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2754

Дебют

Повод для размышления о временах и учителе

В конце прошлого года в Рязани состоялся городской конкурс молодых педагогов «Дебют». Победителем его в той части, где соревновались учителя, стал преподаватель истории школы №43 Илья Повод.

Второе место досталось учителю географии из 58-й школы Вадиму Мишину. Третье – занял преподаватель физкультуры школы №69 Дмитрий Иванцов. Таким образом, весь учительский пьедестал почета заняли мужчины. Удивляться этому не приходится, ведь и на самом главном конкурсе страны «Учитель года» чаще всего побеждают представители сильного пола. Почему они выступают лучше, чем их коллеги-женщины? На этот вопрос серьезно пока никто не ответил. Что касается Ильи Владимировича, то при «разборе полетов», когда строгое жюри все больше склонялось к тому, чтобы именно ему отдать победу, кто-то, как мне рассказывали, произнес слово «уникальность». Что оно в тот момент могло значить – вот об этом и хотелось бы поразмышлять.

Конечно, речь не могла идти о фамилии молодого учителя – Повод, хотя она достаточно редкая и наводит на мысль, что семейные корни Ильи явно не из нашей местности. И действительно, как оказалось, дедушка его родом с Украины. Но служил во флоте на Севере. Там и обзавелся семьей, у которой с северным краем будет потом связано много лет и много всего разного. Вот и Илья. Хотя пришлось ему пожить вместе с родителями в подмосковной Балашихе, а лет около десяти назад переселиться оттуда опять же с ними в рязанскую Ермишь, родился он на Севере, в Архангельске, в 1989 году.

Факт рождения в этом году тоже, конечно, не уникален, но знаменателен. Все, кто появился на свет в то время, могут сказать о себе словами Блока: «Мы дети страшных лет России». Закладывалась мина под огромную, великую державу, где Украина и Север были одним целым. Разрушалась страна и многое хорошее, что в ней было. Упразднили, например, с любовью созданную государством, материально крепкую и очень нужную для воспитания детей единую пионерскую организацию.

Учителя страстно хотели перемен (именно в то время появились педагоги-новаторы), но они-то в числе первых и ощутили обратную строну изменений. И появились немыслимые раньше органы – учительские стачкомы! Но, выбирая время для забастовки, педагоги все же старались (советская закалка!), чтобы как можно меньше вреда нанести своим ученикам. Бастовать так, как шахтеры, они не могли…

Когда у нас с Ильей зашла об этом речь, он сказал:

– Шахтеров – как они касками стучали, я, кажется, по телевизору видел.

В те годы не только разрушалось, но что-то и создавалось. Например, земская гимназия в Балашихе, где мальчик стал учиться в середине 90-х. Несомненно, что это – детище периода демократизации россий-ского образования. В учебном заведении делался упор на гуманитарные предметы: литературу, языки, а также историю. Этот предмет Илья очень полюбил. Новый учебник истории мальчик прочитывал сразу от начала до конца, как только он попадал к нему в руки.

Мой собеседник говорит, что рос и воспитывался в православной семье. При том, что дедушка – офицер флота, бабушка – учительница, отец и мать – инженеры-строители. Родители приняли крещение уже взрослыми людьми, и, видно, этот обряд не был для них лишь данью быстро возникшей тогда моде.

Илья, замыслив в середине нулевых поступать в Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, намеревался учиться, конечно же, на истфаке. Но посмотрев, по совету знакомого, какие предметы изучаются на теологическом отделении факультета русской филологии и национальной культуры, – а там, кроме обществознания, проходят мировые религии, основы православия и т.д. – решил подавать документы на филфак.

О работе в школе он тогда и не помышлял: «Мне казалось это ужасным…».

И вновь: разве такое ощущение не примета нынешнего уникально горестного отношения к школе? Молодежь идет обучаться профессии учителя, чтоб никогда им не быть!

Но в Илье Владимировиче, видно, взыграли глубоко родовые, идущие еще (как ему рассказывали в семье) от прадедов педагогические гены. Летом 2011 года он с дипломом бакалавра начал обходить рязанские школы. Место преподавателя истории нашлось в школе №43.

А ровно через год директор Ольга Викторовна Лобан спросила: а не поучаствовать ли ему в конкурсе «Педагогический дебют-2012», который организовывался областным советом молодых учителей?

А почему бы и нет? Можно будет, как говорится, и других посмотреть, и себя показать.

Показать себя Илья Владимирович мог в одной из двух ипостасей. Прежде всего, в качестве преподавателя истории: как-никак годовой опыт за плечами, он вел (и ведет сейчас) историю зарубежную и русскую с древних времен до конца девятнадцатого века. Особенно ему нравится девятнадцатый век. Но история – уже проторенный, уже испробованный путь.

А еще была дорога непройденная. С начала нынешнего учебного года Илья должен был вести в двух четвертых классах «Основы православной культуры». Предмет этот в школе на особом счету. И он еще новый, методических разработок для него мало. Готовясь к конкурсу, Илья поработал над теорией. А когда настало время соревнования, в декабре, у него к этому моменту набралось и практики.

На одном из первых занятий кто-то из четвероклассников спросил: «Что мы будем делать на уроках? На математике мы учимся задачки решать, на русском – писать грамотно. А на ваших уроках станем просто думать?».

Хороший был задан вопрос. Он предоставил возможность молодому учителю сказать детям: «просто думать» – дело тоже очень нужное и нелегкое, если размышлять о жизненных ценностях: добре, милосердии, любви. А еще сложнее – следовать этим понятиям, что необходимо, потому что на этом стоит мир.

Быть может, об уникальности предмета, который ведет Илья Владимирович, говорили члены жюри на подведении итогов конкурса? Предмета, который развивает не только разум, но и душу, позволяет рассуждать о высоком и низком искренне, без притворства, ведь оценок на таких уроках не ставят.

Сейчас много говорят о падении в нашем обществе морали и нравственности. И это, наверное, так, хотя, как утверждал один древний мудрец, соотношение добра и зла в любое время в любом обществе приблизительно одинаково.

Как возродить утраченное? Через что? Через религию, как утверждает довольно значительная часть нашего общества? Через возврат к недавнему светскому воспитанию, как считают другие, желающие сохранить самостоятельность суждений, но при этом не отрицающие, что признаваемые раньше общечеловеческие ценности были пронизаны идеями христианства и православия? «Я православный русский атеист», – сказал недавно ушедший из жизни Сергей Капица. Значит, бывает и такое?..

Надо только, чтобы человек имел привычку задумываться о том, что его окружает, знал, что «первичнее» может быть не только забота о себе самом, но и о других. Это и пытается донести до детей молодой учитель, приводя в пример не только жития святых, но и, скажем, сказку «Цветик-семицветик».

У Ильи Владимировича Повода есть замечательный предшественник – тезка Илья Семенович Мельников… Тот самый, которого сыграл Вячеслав Тихонов в фильме «Доживем до понедельника». Ловлю себя на том, что говорю о вымышленном герое, как о существовавшем. Но его, действительно, многие так по сей день и воспринимают. И это радует. Значит, в русском сознании герой Терминатор еще не заслонил собою героя Учителя.

Молодой человек, о котором здесь шла речь, очень основательно занимается взращиванием самого себя. Он учится в аспирантуре по истории, в духовной семинарии. И, как мне кажется, у него есть все шансы стать учителем, которого уважает наш народ.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 14 (4316) от 29 января 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
ПРОНСК. Из 120 малышей, появившихся на свет в роддоме Новомичуринской центральной районной больницы, 67 – иногородние
Семь москвичек, пятьдесят семь скопинок, а еще мамы из Шилова, Грозного и ряда других, не очень близких к Новомичуринску городов захотели рожать в этом современном родильном доме, ...
Любить широко
Итоги и напутствия областного конкурса школьных краеведов
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере: