Над написанием «сценариев» путей для российской экономики (а следовательно, и политики) работали 350 экспертов и выдали три направления развития. Первый – «Новый баланс сил в регионах». Он предполагает, что активность и конкуренция в регионах станет стимулом для действий федеральных властей, которые начнут продвигать опыт успешных регионов. Но остается вопрос: что делать с теми, кто отстает от передовиков, как стимулировать их развитие?
Второй сценарий эксперты обозначают как «Хрупкую стабильность», при которой предполагается усиление влияния государства на экономику. И третий, получивший название «Чрезмерная беспечность», в основе своей содержит высокие цены на нефть, что, по мнению экспертов, не позволит в нужной мере развиваться неэнергетическим отраслям. По сути – все три сценария не повод для оптимизма. Но все они не так уж и плохи уже потому, что, давая некую картину предполагаемых (а вовсе не безусловных) путей развития страны, дают основания для собственного анализа и корректировки действий. Как заметил премьер-министр Дмитрий Медведев, возглавлявший российскую делегацию в Давосе, «негативные прогнозы для нас – всегда стимул».
Пристальное внимание к России со стороны мирового экономического сообщества – не случайно. При том, что весь мир сегодня живет, с волнением ожидая третью волну кризиса, Россия вошла в 2013-й с достаточно стабильными позициями. Как опять же отметил в Давосе Дмитрий Медведев, Россия не теряла времени даром и со своими индикаторами справилась, в отличие от многих других государств. И если в давосских кулуарах всеми обсуждались по сути два вопроса: будет ли рост в мировой экономике хотя бы на 3 процента и сколько будет стоить нефть, то у России сегодня есть и свои собственные ориентиры. На форуме в Давосе были представлены конкретные производственные и инфраструктурные инвестпроекты и по развитию Дальнего Востока, и по Московскому транспортному узлу, и по Югу России, и по тем городам, где пройдет чемпионат мира по футболу. Стоимость их измеряется сотнями миллиардов рублей.
Еще одна существенная деталь, о которой не говорилось в сценариях, но отмечалось на площадках Давоса: деньги сегодня становятся ориентированными на Россию. К примеру, как заметил Виктор Вексельберг, средства от последней сделки с ВР пришли в нашу страну. И в этом, как он полагает, проявляется прагматизм. Ведь деньги, как известно, любят стабильность.
Не случайно, видимо, и то, что в настоящее время рабочая группа Российской Академии наук готовит для Президента В.В. Путина доклад о способах вывода российской экономики из оффшорных зон. Эти меры будут увязываться с другими шагами по восстановлению внутреннего национального рынка. Вкупе их уже называют новой индустриализацией «неотверточного» типа.