На X юбилейном фестивале «Островский в доме Островского» в Государственном академическом Малом театре областной театр драмы представил спектакль «Бешеные деньги». Пьесу классика поставила народная артистка России, заслуженный деятель искусств режиссер Жанна Виноградова.
В фестивале приняли участие театры Минска, Москвы, Оренбурга, Омска. В афише были пьесы «Правда – хорошо, а счастье лучше», «На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза», «Волки и овцы». Рязанский спектакль получил высокую оценку. Вот как отозвалась о нем заместитель художественного руководителя Малого театра, театральный критик, кандидат искусствоведения Вера Максимова:
– Этот спектакль имел несомненный успех у зрителей, в зале возникла праздничная театральная атмосфера. Сейчас пьесы Островского на сцене часто «осовременивают», переносят действие в другое время. Иногда это логически оправдано, иногда нет. Хотя думается, что пьесы русского национального гения сами по себе вечны и актуальны, надо только уметь их читать.
Драматургия Островского – не воздушная акварель и не жесткая графика, а живопись маслом, яркая, образная. И эту «лепку» характеров, интенсивную образность драматурга, особую природу его морализма, причудливую игру жанров чувствуют далеко не все сегодняшние режиссеры. Разве что Малый театр и старинные провинциальные российские театры. Им и еще немногим удается поставить Островского без новомодных ухищрений, неорганичных и грубых вторжений в плоть его комедий и драм.
В «Бешеных деньгах» рязанцев многое точно и талантливо найдено. Увы, возраст некоторых артистов превышает указанный в пьесе. Прежде всего, это Васильков – Александр Зайцев. У автора герой молод, являет собой нарождающийся в России тип купца европейского плана. Странно, что Лидия Чебоксарова – Марина Мясникова, которая у автора не кокотка, а кокетка, кукла, в которой еще не проснулась душа, у рязанцев излишне смело и откровенно обращается с мужчинами. Однако при всех погрешностях спектакль Жанны Виноградовой – один из самых удачных на фестивале. Чувствуется крепкая профессиональная режиссура, уверенное мастерство постановщика, давний и прочный контакт с актерами.
Известие о том, что с Виноградовой не продлен контракт, вызвало у меня удивление. Дай Бог, чтобы в ближайшем будущем Рязанский театр драмы, традиционно связанный с классикой, серьезным репертуаром, из культурного учреждения не превратился в чисто коммерческое предприятие или в прокатную площадку для невостребованных в столице режиссеров.