Сегодня мировая общественность в тридцатый раз отмечает Всемирный день потребителя. Девятнадцать лет назад был принят первый в истории России «Закон о защите прав потребителей», который, без преувеличения, затрагивает интересы каждого соотечественника, так как каждый из нас ежедневно приобретает различные товары, получает услуги, самыми распростороненными из которых являются услуги жилищно-коммунального хозяйства. Защите прав потребителей услуг ЖКХ, повышению правоприменительной практики в этой сфере сегодня уделяется особое внимание как на государственном уровне, так и на уровне общественных организаций и органов власти на местах.
В ближайшее время в области, как и в других субъектах РФ, начнет работать региональный центр общественного контроля в ЖКХ. Создаваемый во исполнение Указа Президента Владимира Путина, центр призван контролировать выполнение организациями коммунального комплекса своих обязательств. О том, что послужило основанием к появлению новых общественных организаций и как будет строиться их работа, мы беседуем с председателем комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты России Светланой Разворотневой.
Р.В. – Светлана Викторовна, чем, на Ваш взгляд, вызвана необходимость общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере?
С.Р. – Я полагаю, что это вынужденная и нужная мера. Несмотря на то, что действующий Жилищный кодекс предоставляет огромные права собственникам жилья и именно собственники являются теми людьми, которые фактически определяют условия управления домом, большинство граждан имеют смутное представление о своих правах, не говоря об обязанностях. Особенно те, кто стал собственником в результате приватизации. Мнение о том, что за все должно нести ответственность государство, очень устойчивое. Но надо отметить, что за последние годы мера государственного контроля в сфере ЖКХ растет.
Р.В. – В чем это выражается?
С.Р. – Например, в том, что государственная жилищная инспекция сегодня получила дополнительные права по контролю за управляющими компаниями.
Р.В. – Светлана Викторовна, нет ли парадокса в том, что, пытаясь сделать жилищно-коммунальное хозяйство самостоятельным, государство усиливает контроль?
С.Р. – Когда принимался Жилищный кодекс, концепция была следующей: процесс управления домом – это сфера взаимоотношений собственника и той управляющей компании, которую он нанял. Но дальше начались трудности, вызванные тем, что, во-первых, собственники недостаточно грамотны в вопросах управления жильем, а во-вторых, далеко не всегда имеют необходимые средства для его содержания. И даже в лучшем варианте, когда досконально честная управляющая компания начинает предлагать собственникам перечень работ, а жильцы отказываются от них по причине отсутствия денег, мы получаем ситуацию, в которой необходимые для содержания дома работы не выполняются. А это может привести к тяжелым последствиям.
Р.В. – Между тем, чаще всего обвинения в нарушении требований содержания дома направлены в адрес управляющих компаний…
С.Р. – Конечно, говоря о сегодняшней ситуации в ЖКХ, необходима объективность. А ее (ситуацию) характеризует не только низкий уровень платежей, но недосборы. И если управляющая компания собирает 95 процентов платежей, заплатить ресурсоснабжающим организациям она все равно должна в полном объеме. Кроме того, теперь ограничиваются тарифы на коммунальные ресурсы, но при этом энергоносители, которые лежат в основе тарифов, растут опережающими темпами. Например, в Волгоградской области в прошлом году цена на газ поднялась на 70 процентов. Конечно, это единичный случай, но и прирост в 15% тоже существенен.
Р.В. – Как в целом Вы могли бы охарактеризовать сегодняшнее положение в жилищно-коммунальной сфере?
С.Р. – Эта сфера изначально очень сложная, поэтому и положение можно назвать запутанным. Как говорится, «все хороши». Например, о реальной стоимости тех же ресурсов судить очень сложно. Ведь никто точно не знает, сколько сегодня стоит гигакалория тепла или кубометр воды. Один из лучших «Водоканалов» в России – питерский – пытался просчитать себестоимость, для этого пригласил лучших специалистов, и эта работа длится уже год.
Р.В. – Как же тогда ведется расчет тарифов?
С.Р. – На сегодняшний день сложилась практика отталкиваться от достигнутого. То есть, показатель будущего года обычно выше показателя предыдущего. При этом в установлении размера тарифа не принимают участие потребители. На мой взгляд, это неправильно, так как потребители могут внести объективность в этот процесс, придать ему открытости. Но и это не главное. Рост тарифов сегодня определяется политическим решением. Если стоимость газа увеличится на 15 процентов, то как тепловикам удержать заявленные 6?
Р.В. – Как бы ни были сложны отношения участников коммунальной сферы, подавляющее большинство собственников исправно оплачивает и потребленные ресурсы, и содержание жилья…
С.Р. – При этом размер платежей неизменно увеличивается. Но главное, что вызывает недовольство собственников, это то, что не видно ощутимого повышения качества предоставляемых услуг.
Р.В. – Что, на Ваш взгляд, могло бы изменить положение?
С.Р. – Я считаю, что в каждом субъекте должны быть индивидуальные инвестиционные программы, имеющие защиту на федеральном уровне, например, их анализом могла бы заниматься Федеральная служба по тарифам. И процесс тарифообразования необходимо увязать с этими индивидуальными программами и конкретными результатами, которые они дают. Программы должны быть рассчитаны на определенное количество лет, в течение которых тарифы не будут расти.
Р.В. – Какова роль создаваемых сегодня центров общественного контроля в сфере ЖКХ?
С.Р. – Важнейшая их функция – жилищное просвещение. Например, объяснить, как будет работать новая система отчисления платежей на капитальный ремонт. Кроме того, они должны помогать собственникам решать конкретные задачи, в частности, рассказать, как провести общее собрание жильцов, разобраться с управляющей компанией и т.д. При центрах будут открыты общественные приемные, «горячие линии».
Р.В. – Значит, работать в этих центрах должны компетентные люди?
С.Р. – В каждом субъекте сегодня есть общественные организации, индивидуальные активисты, работающие в данном направлении. Это и ассоциации ТСЖ, ЖСК, советы собственников домов, объединения потребителей, какие-то молодежные сообщества. Например, в Адыгее живет пенсионер, который не занимает никаких постов, но номер его телефона знает вся республика, потому что он всех консультирует по вопросам ЖКХ, а по утрам докладывает обстановку профильному министру. Создаваемые центры должны объединить таких активных и имеющих опыт людей в один кулак.
Р.В. – Предполагаются ли дополнительные способы жилищного просвещения?
С.Р. – Есть планы по организации обучения, в первую очередь, жилищного актива, руководителей ТСЖ, советов домов. Кроме того, обсуждается возможность проведения уроков жилищного просвещения в школах, что позволит не только вырастить ответственного собственника, но через детей достучаться до родителей. Третья группа граждан, на которую должно быть направлено просвещение, – это пенсионеры, которые в силу возраста более свободны и особенно заинтересованы в том, чтобы управление домом было максимально рациональным. Ну и, конечно, просвещение должно идти через средства массовой информации.
Р.В. – Светлана Викторовна, когда центры приступят к работе?
С.Р. – Если говорить о Рязанской области, то уже назначен руководитель регионального центра – Ольга Каркина, представитель областной Общественной палаты. Несколько дней назад зарегистрирован Национальный центр общественного контроля, который будет оказывать методическую, образовательную помощь регионам, аккумулировать лучшие практики, помогать обмениваться опытом.
Беседовала