07:43 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1675

На вызов – в любую погоду

спешит сельский фельдшер Надежда Быстрова

От встречи Надежда Александровна Быстрова, заведующая Тимошкинским фельдшерско-акушерским пунктом Шиловской ЦРБ, долго отнекивалась; «Ничего особенного в моей работе нет, обычно, как все на селе, живу и работаю. Зачем обо мне рассказывать?» Но, согласитесь, нечасто сегодня такое бывает; в прошлом году весной на юбилей своему фельдшеру жители села подарили скутер.

– Это чтобы я к ним без промедленья могла прибыть, – полушутя объясняет Надежда Александровна. – А дома заметили: «Раньше, без скутера, долго мы тебя с работы ждали, а теперь ты дома совсем не показываешься – все на вызовах...»

Места вокруг живописные: лес рядом, два озера, одно из них с особым названием – Святое. Село Тимошкино лишь на первый взгляд небольшим покажется. Если же вызовов четыре-пять у фельдшера есть, да все в разные концы села, то запросто километров на 15 «прогулка» растянется. Поэтому-то Надежда Александровна подарку односельчан обрадовалась: нужный для работы транспорт ей подарили.

Когда ближе к концу приема фельдшера подъехала я к ФАПу, как условились, выяснилось, что вывешенное на двери пункта расписание работы – с 9 до 13 часов – «растягивается», пока идут на прием пациенты. Принимает фельдшер всех, никому не отказывает.

Пока сидела в стороне и ждала окончания приема, много хорошего услышала о фельд-шере. Как только местные жительницы (на приеме были только они) узнавали, кто я и зачем приехала, сразу главное о ней и рассказывали. Как не один раз «наша Надя» прибегала и днем и ночью – помогала и буквально к жизни возвращала, и «скорую» вызывала, и вовремя к узкому специалисту направляла. Причем все попытки Надежды Александровны разговоры эти прекратить были безуспешными: бабушки только на шепот переходили и все равно убеждали меня: очень повезло селу с фельдшером, лучше всякого врача. «И не хвалим мы ее, а все как есть рассказываем», – настойчиво добавляли они.

– Они могут и возвратясь из больницы с назначениями от врача, прийти ко мне на прием и сказать: «Посмотри, все так назначил врач-то?» – замечает Надежда Александровна.

– Получается, вам верят больше, чем врачу, – констатирую я. А в ответ слышу:

– Может, я и принимаю больных как-то неправильно. Но мне кажется, что каждому, кто пришел, хочется, чтобы ему уделили внимание и время. И мне важно понять, что с человеком и как ему лучше помочь.

Каждого, кто в день нашей встречи пришел на прием, Надежда Александровна спрашивала и про давление, и про лекарства, которые накануне принимали, и про то, как минувшая ночь прошла, и про сон, да много о чем еще. И каждый не только подробно отвечал на все вопросы, но и рассказывал обо всем, что считал нужным.

Фельдшер имеет право самостоятельно назначать лекарство, вот почему и расспросы были тщательными – важно не ошибиться с назначениями.

– С Надей поговоришь, и уже от одного этого легчает, – сказала мне доверительно одна из тех женщин, которые пришли к фельдшеру на прием. – Она не просто лекарство выпишет, а все объяснит и скажет, как принимать. Старые многие из нас стали, болячки почти у каждого открылись или напоминают о себе каждый день. Все наши болячки Надя знает, вот и зовем ее – день или ночь, не различаем.

В селе порядка 500 жителей, примерно треть из них – пенсионного возраста. Номер мобильного фельдшера все в селе знают, и дозвониться по нему легко: не отключает его Надежда Александровна и на время не смотрит, когда просят помочь.

– А как же в выходные? – все-таки спрашиваю я фельд-шера, хотя об ответе догадываюсь.

– И в выходные дни я на связи, и в отпуск никуда далеко и надолго не уезжаю. Так что мои подопечные по одному часто ко мне заходят вроде как просто поговорить, а заодно получается, что и на прием на дому, – рассказывает Надежда Александровна. – За много лет и я, и жители заметили: как только долго не бывает меня – сразу люди в селе чаще болеть начинают, плохо им без меня.

Нет в этих словах ничуть хвастовства: уже давно считает фельдшер всех своих пациентов людьми близкими. «Все они – моя семья. Я уже давно здесь живу и работаю, лечу не одно поколение односельчан, проблемы и радости их знаю, помочь стараюсь, переживаю. Понимаю, что с людьми нельзя по-другому. И они ко мне привыкли, знаю, что уважают и к словам моим прислушиваются».

Врачом Надя мечтала стать с детства. Лечить людей, помогать им ей хотелось всегда. Закончив школу без «троек», без экзаменов поступила в медицинское училище. Между отделениями медсестер и фельдшеров выбрала, хоть и не без колебаний, последнее: «Фельдшер самостоятельно мог лечить, а медсестра нет». И учеба, и практика давались легко: занятия были интересными, и выбранная профессия нравилась. Собиралась Надежда поступать позже в медицинский институт, и врачи знакомые советовали, только планы эти скорректировало замужество, появление дочек. К слову, младшая из дочерей Надежды Александровны продолжила маму в профессии: тоже работает фельдшером на «скорой» в Шиловской ЦРБ. И там же – зять, в семье которого тоже медики есть.

Сломался скутер по осени, так односельчанин один мастеровитый пообещал к весне починить, и раз обещал – сделает, уверена Надежда. Помогают люди на селе друг другу – так всегда было, так есть и сегодня, считает она. Может быть, уверена в этом потому, что сама людям помочь старается? И все получается в жизни, как один из классиков изрек: во что веришь, то и есть.

…Всех своих пациентов в день, когда мы встречались, фельдшер предупредила: назавтра ее до часу дня не будет, с утра едет в Шилово, в ЦРБ. И каждый, кому нужно было, заказывал ей привезти нужные лекарства и медикаменты, и были люди уверены: все привезет фельдшер в срок и ничего не перепутает. А уколы сделает и другие назначения выполнит уже после возвращения, то есть после обеда.

Стандартный набор лекарств для оказания неотложной помощи купить можно и в ФАПе – аптечный пункт работает так же, как фельдшер: когда надо. Надежда Александровна в ФАПе – и за врача, и за фельдшера. И за медсестру. И за санитарку. И за фармацевта. И со всеми этими обязанностями справляется, не жалуясь. Отшучивается:

– Не одна я, все сельские фельдшеры так работают, привыкли. Непросто, конечно, бывает все успеть, но зато и перспективы теперь у нас есть, – переводит она разговор на другую тему.

Проще стало сельчанам попасть на прием к узкому специалисту в ЦРБ: записаться можно на прием по телефону прямо из ФАПа. Работал в прошлом году в селе на базе ФАПа Центр здоровья от ЦРБ, очень полезное это начинание, считает она. А в текущем году, по словам фельдшера, запланирован капитальный ремонт фельдшерско-акушерского пункта на средства областного бюджета. Решение это согласовано на всех уровнях, и средства должны быть выделены.

Вот и живет Надежда Александровна надеждой на скорые перемены к лучшему, и не одна она, все село. Что может быть сегодня важнее?

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 46 (4348) от 15 марта 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Тимошкинские бабушки
В репертуаре фольклорной группы есть не только самобытные песни, но и авторские
Собственная информация
Собкоры
Было такое малочисленное и многоликое племя в советской журналистике. Сегодня один собственный корреспондент рассказывает нам о другом собственном корреспонденте
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: