У каждого из нас свое призвание. Только кто-то различает его контуры еще в детстве, а кто-то большую часть жизни методом проб и ошибок нащупывает свою единственно правильную дорогу.
Нана Эмминиди с детства тянулась к музыке. В доме от бабушки остался инструмент – пианино знаменитой фирмы «Фишер», и маленькая Нана подолгу за ним просиживала, воображая себя композитором. В «музыкалку» бегала вприпрыжку, специальные дисциплины давались ей легко. Казалось, она не поднималась по ступеням профессиональной подготовки, а перепрыгивала через целые пролеты – торопилась жить, успеть написать свою, неповторимую музыку. Тбилисскую государственную консерваторию окончила с отличием, на отделении композиции была одной из самых способных учениц. Любимый профессор, народный артист СССР Алексей Мачавариани за характер и особую стилистику сочинений называл ее «вождем». Начиналась жизнь, насыщенная любимой работой, дававшая ежедневную радость и вдохновение. Нана Николаевна преподавала композицию и общее фортепьяно в экспериментальной десятилетке при консерватории, выступала с концертами, руководила детским греческим хором при Тбилисском комитете комсомола, ездила в фольклорные экспедиции и расшифровывала записи старинных греческих песнопений – эти мотивы потом пригодились ей в написании собственных произведений для струнных и духовых инструментов, хоров, камерных и симфонических оркестров.
А в Грузии в это время сгущались тучи, усиливались ксенофобские настроения. Под лозунгами возврата свободы якобы обиженной грузинской нации шел банальный передел собственности, мелкие князьки отбирали последнее у соседей, с которыми еще недавно ходили по одной улице. Уже тогда Нана Николаевна задумала перебираться в Россию, в Ставропольский край, где жили родственники. Не будь тех ужасных шовинистических настроений, доходивших до избиения сограждан другой национальности, возможно, и не случилось бы тех быстрых сборов в Ставрополь, поездок туда-сюда по горному серпантину.
Возвращение из небытия
Крах некогда единой страны перемолол судьбы миллионов людей, а жизнь композитора Наны Эмминиди превратил в трагедию. В тот последний день лета 1996 года они возвращались в Тбилиси из Ставрополя по извилистым дорогам горного перевала. Нана была на седьмом месяце беременности, за рулем – муж Владимир.
На одном из поворотов их «Волгу» переехал многотонный трейлер. В аварии выжила только Нана Николаевна. Тридцать шесть дней, пока она лежала в коме, от нее не отходила мама Тамара Бежанишвили, заслуженный врач Республики Грузия. В состоянии между жизнью и смертью ее перевели в московскую клинику. Ребенка, Олечку, удалось спасти. Последствия аварии для Наны Николаевны – полный паралич, травма головного мозга, потеря слуха. Весть о том, что с новорожденной дочкой все в порядке, сотворила чудо. К левой стороне тела вернулась способность двигаться. Спустя несколько месяцев она смогла самостоятельно передвигаться по комнате. Левая рука подчинялась приказам, и это уже было что-то. Но слух! Для композитора, всю жизнь сочиняющего музыку, это была невосполнимая потеря. Нана Николаевна собрала всю свою волю в кулак и не позволяла себе отчаиваться. Подходила к пианино и левой рукой пробовала исполнять привычные вещи. В ушах стояла звонкая тишина. Но научился слышать музыку организм. Звуковые волны проходили через каждую клеточку, заставляя их перенастраивать все сложные физиологические процессы, и в один прекрасный день касание клавиш заставило Нану Николаевну вздрогнуть. Звуки снова окружили ее в своей первозданной силе, и сознание радостно откликнулось на это приветствие, увлекая в знакомые сферы гармонии и мелодий.
Орбита ее души
Одной рукой Нана Николаевна научилась выполнять всю домашнюю работу. Не прекращала занятий с учениками. Писала музыку. И вот новый удар судьбы – массовое увольнение в Тбилисской государственной консерватории. Ей, гречанке, рассчитывать было не на что. В Тбилиси люди бросали квартиры, чтобы поскорее перебраться в Россию. Так сделали и они. Жилье пришлось оставить, вещи перевезли с военной колонной. Но родственники в Ставрополе приняли плохо. Для нее с дочкой в этом краю была не жизнь, а поиски пятого угла. Пришлось бежать уже от житейских дрязг. Хотела поселиться в Рязани, поближе к Москве, но средств хватило лишь на покупку старого домика в Сапожке. Со временем его удалось привести в нормальный вид, благоустроить. Старинное фамильное пианино занимает в комнате самое видное место. Оно по-прежнему для Наны Эмминиди – центр притяжения. За инструментом она проводит целые дни, а иногда и ночи, делая наброски партитур. Другая планета, вокруг которой обращаются ее заботы, – дочка Оля. Встречаться с ней почаще не получается – Оля учится в рязанской школе-интернате, билет до Сапожка и обратно каждую неделю Нана Николаевна покупать ей не может. Из пенсии по инвалидности (9120 рублей) половину нужно отдавать за оплату коммунальных услуг. Трудно представить, как можно прожить на оставшуюся сумму. Нана Николаевна на нее умудряется существовать, делая смыслом повседневности не поиски денег, а исполнение написанных музыкальных произведений. Больше двух лет она живет в Сапожке, и ей там помогают. Детская школа искусств подготовила творческий вечер члена Союза композиторов России Наны Эмминиди, состоялась премьера ее произведений на районном фестивале «Минута славы». Вокальные партии исполнила преподаватель Татьяна Макарова, она же познакомила Нану Николаевну с преподавателем Московской государственной консерватории, композитором, музыковедом, лауреатом Всемирного конкурса композиторов (Нью-Йорк) Юрием Ольхой. Маэстро прислал своей коллеге письмо в Сапожок: «Несколько раз прослушал ваш диск с записями некоторых сочинений – впечатление особенно хорошее и яркое от хоровых миниатюр, замечательна пьеса для флейты со струнными «Пастораль»! Очень своеобразна сюита для струнного оркестра, но особенно глубокое впечатление оставляет композиция «Там, где вечно»… На мой взгляд, это одно из самых ярких сочинений данного жанра (хоровая музыка, слова С.А. Есенина – авт.). Если желаете, то я мог бы распространить его по нескольким оркестрам Европы».
прямая речь
Елена Волкова,
член рязанского регионального Совета сторонников партии «Единая Россия»:
– Большую помощь в организации концерта оказал депутат областной Думы и ее Председатель Аркадий Васильевич Фомин. Сапожок входит в его избирательный округ. Однажды в ходе его поездки по району к нему на прием пришла Нана Николаевна Эмминиди, рассказала о своем творчестве, своей нелегкой судьбе. Аркадий Васильевич помог с организацией концерта в Рязани, подключил министерство культуры области. Не остался в стороне Совет сторонников партии «Единая Россия». Огромная благодарность – музыкальному колледжу имени братьев Пироговых: в короткий срок учащиеся разучили множество произведений, и их педагоги продемонстрировали истинный профессионализм.
Нам трудно представить жизнь композитора, сочинения которого не издаются, а путь их до исполнителей и публики бесконечно долог. Что чувствует человек, сочинения которого перекочевывают с подставки для нот в ящик письменного стола, а потом оседают в картонных коробках, на стеллажах. Как дать им жизнь, выпустить в огромный мир, когда ограничены собственные физические и материальные возможности?
Жанровая палитра музыки Наны Эмминиди необычайно разнообразна – десятки сочинений для хоров, камерных и симфонических оркестров, вокала, скрипки, фортепьяно, баяна, духовых инструментов… Пишет она и пьесы для детей. Немало сочинений на слова Есенина, Лермонтова, Пушкина, греческих народных поэтов… 4 марта в Рязанском музыкальном колледже имени братьев Пироговых состоялась премьера многих произведений Наны Эмминиди. Перед началом концерта мы поинтересовались у педагогов, как работалось начинающим и профессиональным исполнителям с этим материалом, и услышали: «Ее музыка вызывает светлые чувства, пронизана радостным мироощущением. От репетиций артисты получали настоящее профессиональное удовлетворение».
Особую возвышенность, иногда и драматизм, придавало концерту то, что аккомпанировала музыкантам сама Нана Эмминиди, играя левой рукой. Своей музыкой она вдохновляла, призывая верить в добро, благородство, ощущать радость каждого мгновения жизни. А еще – благодарила. Всех тех, кто оказался с ней рядом в тяжелые времена, и кто до сих пор помогает ей идти по жизни, следуя своему призванию. Среди этих людей – лечащий врач из Москвы Ольга Владимировна Дерюгина, которая из своей зарплаты посылает Нане Николаевне средства на лечение, и Евгения Павловна Чинякова, много лет возглавлявшая газету «Сапожковские вести» и теперь продолжающая журналистскую работу. Она находит возможность помогать талантливому человеку и морально, и материально.
… Финальные звуки оркестра, букеты, поздравления. Все, как было когда-то, а теперь возвращается. Жизнь продолжается. И музыка звучит…