Ежегодно, согласно статистике, по вине пьяных автолюбителей на дорогах России погибает более двух тысяч человек. Пьянство за рулем давно стало бичом российского автовождения, и бороться с этой проблемой решено кардинальными мерами.
Решить вопрос о сокращении пьянства за рулем пытались уже давно. Ежегодно готовятся различные законопроекты, призывающие автолюбителей вести трезвый образ жизни хотя бы во время нахождения за рулем автомобиля, но все оказывается тщетным. Законодательство с каждым годом ставит все более жесткие барьеры для любителей езды под градусом, однако, согласно статистике, пьяных водителей на дорогах меньше не становится, а число различного рода аварий год от года все больше.
В прошедшем году по вине пьяных водителей в рязанском регионе произошло 276 ДТП (это каждая девятая авария), в которых 29 человек погибли и 436 получили травмы различной степени тяжести. Количество происшествий по сравнению с 2011 годом увеличилось более чем на 7 процентов, примерно такой же рост произошел по показателям смертности, а число травмированных в этом году оказалось на 16,9 процента больше данных предыдущего года.
Кардинальные законодательные меры по борьбе с пьянством за рулем предложила в минувшем году депутат Госдумы Ирина Яровая. Законопроект, согласно которому существенно увеличивается нижний предел наказания за «пьяное ДТП» со смертельным исходом, а также штрафные санкции к нетрезвым водителям, поступил на рассмотрение Госдумы в конце прошлого года. Помимо усиления уголовной ответственности, законопроект предполагает серьезные штрафные санкции к автолюбителям, уже лишенным водительских прав, но решившимся в состоянии алкогольного опьянения сесть за руль автомобиля. Наказание, которое предлагает Ирина Яровая за такое правонарушение, – штраф в размере двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы провинившегося автолюбителя (или иного дохода) за период до одного года. Согласно тексту законопроекта, денежное наказание могут заменить обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, или принудительными – на срок до двух лет, или же арестом на срок до шести месяцев.
Законопроект нашел поддержку депутатов и на минувшей неделе был принят в первом чтении. Выступая перед началом пленарного заседания Госдумы в защиту своего законопроекта, Яровая отметила: проведенные опросы показывают, что более 80 процентов граждан России на первое место ставят как наиболее реальную угрозу для себя и своих близких водителей, находящихся в состоянии опьянения на дорогах нашей страны. Яровая упомянула о том, что сегодня за ДТП со смертельным исходом нет нижнего порога уголовного наказания, а также полностью отсутствует карательная мера за преступный рецидив. Законопроект же восполняет пробелы в законодательстве.
Пока депутаты оттачивают законодательные механизмы, стражи правопорядка борются с пьянством на дорогах.
Госавтоинспекция МВД России приступила к тотальной проверке автолюбителей на употребление алкоголя.
Останавливали почти всех, беседовали с водителями, оценивали их состояние, – инспекторы ГИБДД проводят проверку согласно отработанной схеме. В том случае, если водитель ведет себя адекватно, запаха спиртного не ощущается, его отпускают и разрешают продолжить движение, в противном случае предлагают сдать тест на алкоголь при помощи сертифицированных алкотестеров и обязательно при свидетелях. При необходимости для медосвидетельствования могут отправить и к наркологу. Как показывает практика, на «отлично» алкотесты сдают далеко не все. В ходе операции по выявлению водителей «под градусом», прошедшей в рязанском регионе 15 и 16 марта, инспекторы остановили 37 нетрезвых водителей, еще двое отказались от прохождения медицинского освидетельствования. Об этом сообщает пресс-служба регио-нального ГИБДД УМВД России. По данным ведомства, кроме сотрудников региональной Госавтоинспекции, нетрезвых водителей выявляли члены экипажей Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ. В сообщении также говорится, что за первые два месяца текущего года в регионе выявили 995 водителей, управлявших автомобилем в состоянии опьянения.
По словам инспекторов ГИБДД, тотальная проверка оказалась очень эффективной. Планируется, что в дальнейшем подобные рейдовые мероприятия станут регулярными.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Ирина Яровая,
депутат Государственной Думы, глава комитета по безопасности и противодействию коррупции:
– По статистике, более двух тысяч граждан ежегодно погибают и более 18000 получают увечья разной степени тяжести, число привлеченных к административной ответственности автолюбителей в состоянии опьянения необычайно велико. Фактически ежегодно – эта цифра более-менее постоянная – более 500000 человек привлекаются к ответственности.
Наша задача – восполнить пробелы в законодательстве, которые сегодня существуют. Сегодня нет нижнего порога ответственности за ДТП со смертельным исходом по вине нетрезвого водителя, и, собственно говоря, это было одной из причин внесения инициативы. К сожалению, судебная практика показывает, когда за преступления, связанные с гибелью людей, вообще фактически не наступает ответственности.
Второе, тоже очень важное, обстоятельство – это фактическое отсутствие ответственности за повторное нарушение. В нашей инициативе появляется ответственность для тех, кто де-юре не является водителем, то есть для тех, кто не имеет права управления, либо лишены его. Поэтому для тех, кто де-юре не водитель, но, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, садится за руль транспортного средства, для них появляется новый вид ответственности, который ранее не существовал, – это уголовная ответственность и штраф до 200000 рублей. Мы также включили в закон норму, чтобы все процессуальные действия были связаны с фиксацией на видеорегистратор. Это дополнительная мера, которая, с одной стороны, гарантирует правильность и чистоту всех процедур. С другой стороны, это мера, которая позволяет избежать так называемых коррупционных издержек. В МВД подготовлен приказ по финансовому обеспечению этого вопроса.
Марина Шерфединова
(по материалам сайта ГИБДД УМВД России
по Рязанской области)