23:31 МСК
Среда
12 / 02 / 2025
1440

Непрерывное образование

Дети с ограниченными возможностями смогут перейти из детского сада в школу «без остановок»

Общественный совет при министерстве образования области обсуждал, казалось бы, локальный вопрос – о сроках пребывания детей-инвалидов в дошкольных учреждениях. В самом деле, этот частный вопрос требует общих для системы непрерывного образования подходов.

 

В чем суть проблемы? Представьте себе следующую ситуацию: ребенок с ограниченными возможностями посещает детский сад. Наступает момент, когда надо решать, готов ли он в семилетнем возрасте учиться в школе. Психолого-медико-педагогическая комиссия общается с ребенком, его родителями и дает рекомендацию: с переходом в школу повременить до восьми лет. И тут оказывается, что в семь лет ребенок утрачивает право ходить в детский сад, предназначенный для детей дошкольного возраста. Возникает коллизия, неожиданная для родителей малыша. Что это значит: ребенок-инвалид не посещает ни детский сад, ни школу? Это означает, что кто-то из родителей должен оставить работу, а дошкольник прерывает процесс подготовки к школе и социализации в коллективе сверстников.

Участники заседания в ходе обсуждения выяснили, что новый закон об образовании позволяет не ограничивать возраст пребывания в дошкольном учреждении ребенка семью годами. Он допускает исключения из общего правила, по которому дети могут посещать учреждение дошкольного образования в возрасте до 7 лет. Но для того чтобы этот закон заработал в полной мере, должны быть приняты подзаконные акты на уровне региона, муниципалитета, наконец, самого дошкольного образовательного учреждения. В ряде детских садов, например, предстоит внести изменения в устав.

Но даже принятием новых правовых актов, как выясняется, проблема не исчерпывается. Председатель областной психолого-медико-педагогической комиссии, ведущий эксперт министерства образования области Юлия Кутыраева сообщила, что детей, нуждающихся в дополнительном годе посещения детского сада, выявляется пока немного – от 4-х до 6 человек ежегодно. Но они есть даже в сегодняшней ситуации, когда и для всех здоровых детей мест в детских садах не хватает. А если ступень дошкольного образования для всех без исключения детей станет обязательной? Такая перспектива уже вполне реальна. Число ребятишек с ограниченными возможностями, которым необходим этот дополнительный год, может возрасти. Значит, никуда от решения проблемы не уйти. К тому же это решение должно быть многовариантным, потому что дети-инвалиды – разные, с разными заболеваниями, разным уровнем развития и особенностями поведения.

Галина Прокопец, заведующая детским садом № 65 г. Рязани, работает с такими ребятишками не один год. У нее есть собственный взгляд на проблему. Во-первых, многое зависит от того, в каком возрасте ребенок с ограниченными возможностями начал посещать детский сад. Если в пять лет – его за два года могут просто не успеть подготовить к серьезной школьной жизни. Необходимо раннее выявление таких детей. Случается и так, что для ребенка-инвалида первый день в первом классе становится последним. Школа настоятельно рекомендует родителям перевести его на домашнее обучение. А родители не хотят лишать малыша общения, полноценной жизни в детском коллективе. Возникает конфликтная ситуация, которой можно было бы избежать, если бы у ребенка появился еще один год в запасе – для адаптации, реабилитации.

Кое-что уже сегодня меняется к лучшему. Сейчас появилась возможность обучаться в обычной школе для детей с нарушением слуха. Те, кому сделана операция имплантации электрода, могут обучаться в обычной школе и прекрасно учатся в них. Но с ними должны предварительно заниматься специалисты- логопеды, да и от учителя требуется индивидуальный подход к такому ребенку.

Вообще, индивидуальный подход необходим к каждому ребенку в каждой сложной ситуации. И к его родителям – тоже. Это так трудно понять, что твой ребенок – инвалид, у него есть проблемы с развитием. Чем раньше придет понимание этого к папе и маме, тем лучше для ребенка. Семья будет готова к преодолению трудностей. Но с ней нужно работать, предлагать им разные варианты образования и развития для их ребенка. Обучение на дому? Возможно. Дистанционное обучение? Почему нет? У нас в регионе теперь есть и такая возможность. Обучение в коррекционной школе? И это неплохо. Нужно только увидеть, узнать, понять, что это – полноценная, комфортная для ребенка образовательная среда, которая даст ему хорошее образование, а не школа для дураков, как у нас иногда принято думать.

Оказывается, и у нас в области есть уже опыт «многовариантного» оздоровительного детского сада. В Сасове есть замечательный детский сад № 11, заведует которым Нина Рассказова. В этом детском саду есть самые разные специализированные оздоровительные группы – для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи… Детский сад укомплектован всем необходимым оборудованием для работы с такими детьми, их реабилитации. Работают в нем замечательные специалисты – логопеды, психологи, инструкторы по массажу и ЛФК. Есть здесь особая группа, которая называется «Берегиня». Ее посещают 11 ребятишек с ограниченными возможностями, как раз таких, нуждающихся в индивидуальном подходе. Некоторых из них специалисты детского сада посещают, обучают, лечат, тренируют на дому. Кто-то из детей приходит в детский сад каждый день, а кто-то только по праздникам, чтобы почувствовать себя вместе со своими друзьями. Такой опыт «прикрепления» детей-инвалидов к детскому саду, а потом и к школе хорошо работает во Франции, есть он и в Санкт-Петербурге. В городе на Неве это называется службой раннего вмешательства. Нина Рассказова тоже считает, что пребывание их детишек в детском саду не мешало бы продлить до восьми лет. Школа не имеет таких ресурсов для работы с особенными детьми.

Участники заседания Общественного совета договорились о том, что решение возникшей проблемы со сроками пребывания в дошкольных образовательных учреждениях детей-инвалидов будет найдено в самое ближайшее время и в нескольких вариантах. У ребенка с ограниченными возможностями и у его родителей должен быть выбор, как поступить. Выбор в интересах семьи и в интересах ребенка. Пробел в законодательстве не может ограничивать его возможности в получении образования.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 53 (4355) от 26 марта 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ. Учителю ИЗО и технологии Александро-Невской школы Наталье Сергеевне Фокиной предстоит защищать честь района на областном этапе конкурса педагогов
Она стала лучшей по итогам недавно состоявшегося районного конкурса «Учитель года - 2013».
Чтобы не случилось беды
Жители поселка Остров готовятся к весеннему паводку
Елена Серебрякова
Читайте в этом номере: